Шок, смешанный с ужасом, — такие эмоции вызвало убийство, совершенное вчера днем в центре Москвы. На оживленной улице на глазах свидетелей были расстреляны адвокат и правозащитник Станислав Маркелов и журналистка “Новой газеты” Анастасия Бабурова. Маркелов представлял интересы семьи Эльзы Кунгаевой — жертвы полковника Буданова, освобожденного условно-досрочно на прошлой неделе. Как раз вчера на пресс-конференции адвокат рассказал о том, как планирует обжаловать решение суда.
По горячим следам родились две версии. Первая — убийство совершено с целью бросить тень на полковника Буданова (понятно, что он — лицо заинтересованное, но, очевидно, сам к преступлению непричастен). Вторая — убийство станет своего рода козырной картой для неких политических сил.
Картина преступления очень напомнила убийство губернатора Магаданской области Цветкова в октябре 2002 года. Тогда — оживленный Новый Арбат, теперь — чуть менее многолюдная Пречистенка. Киллер подошел к жертве сзади, выстрелил в затылок из пистолета с глушителем. Вторую пулю, тоже в голову, получила спутница Станислава Маркелова, Анастасия Бабурова, после того как попыталась задержать нападавшего (на момент подписания номера она находилась в реанимации 1-й горбольницы в критическом состоянии). Преступник выбрал идеальное место: жертвы в этот момент проходили мимо здания некоего фонда, где никого из сотрудников не было. Именно поэтому свидетелей не осталось. Выстрелов прохожие не слышали. Киллер (мужчина ростом 180 см, одетый в болоньевую черную куртку и зеленую шапочку) ушел пешком в сторону метро “Кропоткинская”. Уже потом женщина, увидев прохожих, метнулась в аптеку и попросила вызвать «Скорую».
Адвокат Маркелов возвращался после пресс-конференции, посвященной освобождению Буданова. На ней он в очередной раз заявил, что будет и дальше требовать отмены решения суда об освобождении Буданова из колонии.
— У меня даже возникло фантастическое предположение, не проплатили ли боевики освобождение Буданова, чтобы спровоцировать волну народного гнева в Чечне, — сказал юрист. По его словам, в адрес Кунгаевых поступают угрозы даже в Норвегии, где они сейчас проживают. Маркелов заявил, что будет добиваться отмены незаконного, по его мнению, освобождения Буданова. Одним из путей этого он назвал требование привлечь полковника к ответственности по ряду других тяжких преступлений, материалы которых фигурировали в его деле.
Теперь это придется делать другому адвокату.
Как рассказали “МК” в независимом пресс-центре, где Маркелов был за полтора часа до смерти, адвокат опоздал на пресс-конференцию примерно на 15 минут. Мероприятие длилось больше часа и закончилось в 14.15. Потом он разговаривал с журналистами, попрощался с нами и около 15.00 в хорошем настроении уехал.
— Вообще, было страшно от того, что говорил Маркелов, — рассказали журналисты, присутствовавшие на пресс-конференции. — Он говорил, что прокуратура нагло врет и в выигрыше от этого только боевики. Он также вспомнил, что семье Кунгаевых продолжали угрожать даже после того, как они уехали за границу. Он также рассказал, что отправил ходатайство председателю Верховного суда Лебедеву. 29 января он должен был получить ответ.
Версий уже выдвигается множество.
Первая, которая у всех на виду, — месть сторонников Буданова, которые специально ждали его условно-досрочного освобождения, дабы не осложнять и без того сложное положение осужденного за убийство полковника. А потом отомстили адвокату, который не хотел успокаиваться. И место выбрано не случайно. О том, что пресс-конференция состоится в районе Пречистенки, было хорошо известно. И отследить продвижение Маркелова не составило труда.
Но нельзя забывать и то, что Маркелов занимался множеством других дел. Более того, в апреле 2004 года на него напали в московском метро. Адвокат был избит и ограблен. Пятеро коротко стриженных парней не церемонились с юристом. Который защищал их врагов из движения “Антифа”. Продолжал он это делать и в последнее время. Почему бы националистам не воспользоваться моментом и сейчас! Хотя надо сразу признать: стрельба — не метод ультраправых. Они предпочитают ножи.
Еще одна версия может быть связана с делом химкинского журналиста Бекетова, интересы которого также представлял Маркелов. По данным “МК”, юрист вел свое расследование и даже упоминал вскользь, что добился некоторых успехов.
Как сообщила “МК” Наталья Эстемирова, руководитель чеченского общества “Мемориал”, адвокат незадолго до своей гибели получал СМС угрожающего содержания. “Конечно, я хорошо знала его, — сказала она. — Станислав вел тяжелые и опасные дела. Он был адвокатом Астемира Мурзалова, сына которого замучили в Октябрьском ГОВД. Благодаря Стасу был осужден один из палачей, которые в течение 2000 года творили беззаконие в Октябрьском ГОВД. Там были замучены и пропали без вести десятки людей. Он получал угрозы. И совсем недавно, когда он занимался делом Буданова, ему пришла эсэмэска. Вот ее текст: “Ты безмозглое животное. Опять влез в дело Буданова??!!! Придурок, не мог найти более спокойный способ самоубийства??? Иди быстрее в центр трансплантологии, может, твои внутренности там кому-нибудь пригодятся. Может, денег еще дадут. Ты, в натуре, решил этот год сделать лучше, освободив нас от своего присутствия”.
Эта угроза была не единственная. На форумах националистов Маркелову угрожали не раз и не два.
СПРАВКА "МК"
Станислав Маркелов — 34-летний президент Института верховенства права. В 1996 году окончил Московскую государственную юридическую академию, через год стал адвокатом Межреспубликанской коллегии адвокатов и членом Международного союза адвокатов и Международного клуба адвокатов. Институт Станислав Юрьевич возглавил в 2006 году.
Он неоднократно проводил правовые конференции, читал лекции в Берлине, Мальмо, Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Минске, на Северном Кавказе. Станислав Маркелов вел многие дела по терроризму и политическому экстремизму, защищал Михаила Бекетова (редактор “Химкинской правды”), офицера-подводника Александра Никитина, Андрея Соколова, Ларисы Щипцовой, Алексея Олесинова (Шкобаря). В начале 2005 г. довел до обвинительного приговора в Грозном уголовное дело по обвинению сотрудника ОМОНа Лапина (кличка Кадет), совершившего зверства в отношении мирных граждан. Лапин был приговорен к 11 годам лишения свободы. Занимался крупными социально-трудовыми конфликтами (беспорядки на Выборгском ЦБК, конфликт независимых профсоюзов с руководством “РЖД”, работа по анализу проекта нового Трудового кодекса, выигранные дела против строительных пирамид, защита прав соинвесторов и т.д.). До последнего времени представлял интересы потерпевших в уголовном деле по массовому милицейскому погрому в г. Благовещенске. Активно работал по делам, возбужденным Госнаркоконтролем (“огородное дело” Батуриной в Смоленской области). Еще одной жертвой покушения стала журналистка “Новой газеты” Анастасия Бабурова. Как нам рассказали в “Новой газете”, Анастасия писала преимущественно в рубрике “Общество”. Основной круг тем, которыми она занималась, — не женский: крайне левые оппозиционеры, антифашисты и националисты.
Последний материал Анастасии Бабуровой вышел позавчера и был посвящен приговору лидеру националистической группировки “Формат-18” Максиму Марцинкевичу, который получил три года колонии общего режима за разжигание национальной розни.