В перипетиях загадочного уголовного дела о подготовке покушении на Рамзана Кадырова, предварительное заседание по которому прошло в среду в Мосгорсуде, попытался разобраться “МК”. Как считает защита подсудимых Лорса Хамиева, Руслана Мусаева и Умара Батукаева, “на рассмотрение в суд ФСБ передала очередное сочинение”.
Перед заседанием матери и жены чеченцев рассказывали журналистам, как их родные оказались на скамье подсудимых.
— На глазах у Лорса убили отца, когда ему было 12 лет. Позже его на этой почве уговорили пойти к боевикам, он и “повелся”, уехал в Чечню, — рассказывает жена Хамиева, Алина. — Но быстро вернулся, рассказал, что разочаровался.
В начале апреля 2007 года Хамиев поехал к родителям в Грозный, семья ждала ребенка, и у Лорса были планы открыть свой магазин. Но в Грозном Хамиева задержали как участника незаконного вооруженного формирования.
Хамиев рассказал о людях, устроивших схрон оружия в “семерке”, припаркованной возле дома на Профсоюзной улице в Москве. ФСБ машину нашла и вышла на “сообщников”, но не на тех, о ком говорил Хамиев.
— Все трое жили в одном районе, общались между собой. Когда Лорс уехал, он оставил ключ от своей съемной квартиры общему другу Лорса и Умара, — рассказала мать Батукаева, Фатима. — А потом Лорс позвонил Умару и попросил оформить на себя его “десятку”, потому что у Умара была прописка, а у Лорса — нет. А об этой “семерке”, что стояла во дворе, он знать не знал. Он пошел на квартиру Лорса взять ключи от “десятки”, и его задержали.
А Руслана Мусаева задержали в тот же день, когда жена Хамиева, Алина, двоюродная сестра жены Мусаева, сообщила ему по телефону, что Лорса арестовали в Чечне.
В том, что покушения на Кадырова и быть не могло, уверяет и мать Умара Батукаева.
— Дед Рамзана Кадырова и дед моего сына были близкими друзьями, — рассказывает Фатима Батукаева. — Кадыров читал отходную молитву над его могилой. Когда Умара арестовали — тогда еще их обвиняли в подготовке теракта, — мы тут же стали обращаться во все инстанции, в том числе к самому Кадырову. Узнав об этом, следователь Михаил Савицкий, который вел это дело, сказал: “Хотите помощи от Кадырова? Так вот он станет вашим врагом”. И вскоре обвинение изменили.
По словам матерей подсудимых, в деле есть заявление Кадырова, в котором тот указывает, что никаких претензий к обвиняемым он не имеет.
В среду суд постановил, что дело будет слушаться в закрытом режиме с присяжными.