Несмотря на споры климатологов, глобальное потепление все-таки наступает, и причиной тому — человек с его бурной деятельностью, от которой увеличивается выделение метана и углекислого газа. К такому выводу пришли ученые ИФА РАН, Главной геофизической обсерватории Росгидромета, Института океанологии РАН и Института географии РАН, которые вместе с зарубежнымии коллегами выпустили очередной, пятый по счету «Оценочный доклад межправительственной группы экспертов по изменению климата».
— С 50-х годов общая доля антропогенного влияния на потепление климата составила более 50%, — говорит Мохов. — В первую очередь за счет активной хозяйственной деятельности.
— Что же доказывает вину человечества в ускоренном потеплении климата?
— Только внешние причины — определенный уровень солнечной и вулканической активности, повышение уровня воды в океане и прочее не привели бы к такому быстрому потеплению. За XX век в среднем по земному шару атмосфера потеплела на 0,8 градуса.
— А как же разговоры про приближающееся похолодание?
— Оно может произойти, но это будет лишь внутривековым колебанием на один-два десятка лет. Такое краткосрочное похолодание фиксировалось в 40–60-х годах прошлого века. Но глобальное потепление, которое мы измеряем столетиями, при этом не останавливалось.
— К чему же это может привести?
— Это будет зависеть от того, как будут развиваться события. Если человечество договорится и коллективно уменьшит антропогенные эмиссии парниковых газов, то сценарий развития климата к концу XXI века может быть не слишком пугающим.
— А если не договорится?
— Тогда средняя глобальная температура может вырасти на 2,5 градуса. Но я бы не хотел думать о таком развитии событий. По нашим средним расчетам прибавка должна составить всего 1,5 градуса. Хотя, если говорить о России, тут все климатические процессы протекают чуть ли не в два раза быстрее, — в северных широтах из-за таяния снегов и льда коэффициент отражения меняется стремительно, Земля начинает активнее впитывать солнечную радиацию. К примеру, в Арктике лед тает так быстро, что во второй половине XXI века морской лед может стать уже сезонным явлением. За последние 10 лет в сентябре был зарегистрирован рекордный минимум его распространения — почти половина площади, остальной массив растаял.
— Какой станет погода в Москве к концу XXI века?
— Летом нас будут чаще посещать засухи. А при блокировании атмосферных фронтов, как было в 2010 году, иссушение может привести к еще более печальным последствиям: лесным пожарам, тлению торфяников, смогу. Обострятся хронические заболевания дыхательных путей, начнутся большие проблемы с урожаем.
— Наши реки и водоемы не пересохнут?
— Теоретически это возможно при самых агрессивных сценариях развития. К примеру, Волга, основной поставщик воды, зависит от циклонов, которые приходят к нам из Атлантики. В XX веке, в 70-х годах, мы фиксировали падение уровня Каспийского моря, что было связано именно с иссушением Волги. Трудно представить, но «самочувствие» нашей главной реки зависит от формирования теплого течения Эль-Ниньо в тропиках Тихого океана. Повышая температуру воды, именно оно меняет в конечном итоге пути циклонов.
Но надо понимать, что иссушение в одной части нашей необъятной родины может обернуться наводнениями в другой.
— Кстати, о наводнениях. Многие говорят о том, что скоро с этим будут большие проблемы у Великобритании...
— До конца XXI века, уверяю вас, эта страна еще будет процветать. По нашим прогнозам, во уровень моря может подняться максимум на полметра. Для того чтобы затопило целую страну, надо, чтобы растаяли Гренландия и Арктика, а это — тысячелетние процессы.