МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Займемся быстрым… текстом!

Можно ли стать миллионером, умея печатать с рекордной скоростью?

В феврале этого года исполняется 300 лет первому патенту на пишущую машинку. А еще — 55 лет тому чемпионату мира по машинописи, вокруг которого развивается сюжет известной многим наивной и трогательной романтической комедии «Любовь на кончиках пальцев» с Деборой Франсуа и Роменом Дюрисом в главных ролях. Что же представляет собой машинопись и стенография сегодня с точки зрения обучения и работы? Об этом «МК» рассказала первая и единственная советская чемпионка по скоростному набору текста на компьютере Элеонора Лукина.

Элеонора Лукина. Фото из семейного архива.

Кто только сегодня не предлагает обучение машинописи! Дисциплина слепого набора есть на разных специальностях в институтах и техникумах, на курсах секретарей-референтов, в разных тренинг-центрах... При этом традиционно считается, что навык машинописи предполагает в дальнейшем не слишком интеллектуальную работу при отсутствии амбиций и перспектив. Однако пример Элеоноры Лукиной, закончившей три вуза, но в итоге сделавшей текстовый набор главной деятельностью своей жизни, доказывает обратное.

Элеонора Алексеевна связана с машинописью всю жизнь: «прабабушка русской офисной компьютеризации», как она сама себя называет. Сперва работа простой машинисткой, затем инструктором по внедрению электронных пишущих машинок, позже – первых в СССР компьютеров. А известность одной из самых скоростных быстропечатниц в нашей стране ей принесла победа на «Первых Всесоюзных соревнованиях по машинописи и стенографии» в 1991 году, а также призовые места на последующих международных чемпионатах по скоростному набору.

- Кто сегодня мировой лидер по скорости набора?

- Быстрее всех в мире набирает текст знаменитая Хелена Матушкова-Завьячичева из Чехии. Она стала чемпионом мира в 1998 году с результатом 928 знаков в минуту, а сегодня способна печатать в течение 30 минут со скоростью 955 знаков в минуту при 0,03% ошибок. Хелена — девятикратный чемпион мира, и пока никто не может печать быстрее!

- А какие результаты у вас? И как выступают другие российские спортсмены-быстропечатники?

- Моя личная скорость — 721 знак. Однако, несмотря на то, что множество людей, даже тренируясь чисто для собственного удовольствия, достигают скорости более 900 знаков в минуту, мой рекорд в категории набора на русском языке до сих пор не побит с 2010 года, потому что помимо скорости в наборе не должно быть ошибок. В целом же у нас неплохая сборная, с 2007 года у нас 13 медалей: 7 золотых, 4 серебра и 2 бронзы.

- Как у вас машинопись стала профессиональной деятельностью?

- Встреча со слепой машинописью произошла в вузе. Там это был обязательный предмет: на первом и втором курсе. Когда закончила институт, уже вовсю шла офисная технологическая революция, содержание работы преображалось. От машинистки в машбюро плавно стала инструктором по обучению сотрудников, методистом, демонстратором техники для печати на выставках (ага, приятная артистическая составляющая, под аплодисменты собравшейся толпы и всё такое!).

- Электронные печатные машинки уже практически полностью вытеснены компьютерами. Когда и как вы познакомились с компьютером?

- Знакомство с компьютером произошло, как ни странно, еще в середине 1960#х годов, в… общеобразовательной школе. Я закончила математический класс с удостоверением (представьте!) - «программист-вычислитель»! Тогда, в 1960#е, такая специализация старшеклассников считалась очень продвинутой, параллельные «простые классы» на нас завистливо косились... Два года мы писали на университетских досках (на школьную наши задачки не влезали!) и скручивали перфоленты в колечки. ЭВМ у нас была «Сетунь»: может, и не шедевр отечественной кибернетики, но всё равно здорово. Общаясь с этим устройством, я поняла, когда нужно просто тупо подчиняться компьютеру, а когда, наоборот, перехитрить его. Такой подход к IT в дальнейшем меня всю жизнь выручал, как пользователя.

Когда же компьютеры потеснили «электронные печатные машинки», я плавно перешла к обучению пользователей на ПК. Машинописи тогдашние менеджеры разных уровней учиться не желали (ещё слишком свежа была привычка отдавать рукописный документ в машбюро), а средний персонал уже умел печатать. Поэтому обучала не работе с клавиатурой, а работе с программами и приложениями. Книг и учебников тогда не было (быстро появилась и долго оставалась единственной на то время лишь знаменитая книга Фигурнова «IBM PC для пользователя» - кто-то еще помнит её, наверное!), поэтому сама делала для подопечных методички с документации…

- Теперь перейдем к спортивной составляющей вашей жизни…

- Не уверена, спорт ли это... но, тем не менее, в последний год своего существования Советский Союз вступил в Международную федерацию Intersteno, которая существует с 1887 года, и с 1955 года проводит официальные чемпионаты мира по машинописи и стенографии. Были объявлены «Первые Всесоюзные соревнования по машинописи, стенографии и компьютерной обработке информации» (да, именно так пафосно это звучало!). И в нашу организацию пришло письмо-приглашение принять участие. Впервые в жизни я не поленилась измерить свою скорость — получилось уверенно выше минимальной планки и мы подали заявку. В итоге на компьютере я заняла первое место, а на пишущих машинках почти все призовые места заняли мои ученицы по текстовым автоматам! Я получила диплом, уникальный тем, что он свидетельствовал о победе на первом таком мероприятии в СССР, и… на последнем же – это был май 1991-го.

- В каких еще соревнованиях участвовали?

- Потом были «чемпионаты Юрикора» - любительские (но международного уровня!) интернет-соревнования, организуемые Юрием Кордыком. Каждый чемпионат длился месяц и состоял из шести туров. В первом чемпионате, где я участвовала, было 47 человек из России, США, Китая, Украины, Беларуси. Я одержала победу с хорошим отрывом в 192 балла от второго места, показав скорость в 600 знаков в минуту при полном отсутствии ошибок и 613 с исправлением ошибок на лету. Ближайшая конкурентка, чересчур привыкшая к своему лидерству, даже скандалила, заявляя, что мои результаты – фальшивка!

В соревнованиях Intersteno я участвую с 2007 года, результаты неплохие, но разные. Самое сложное — справиться с волнением внутри самой себя (хорошо, когда у спортсмена имеется квалифицированная тренерская помощь, которой у меня некогда не было...) Помню, на 47-м чемпионате мира в Пекине в 2009 году, часы обратного хода, которые должны показывать время, остающееся до финиша, вырубились сразу после старта. Но все стартовали, время пошло, до финиша - 30 минут. Я волнуюсь, и поэтому приготовила водичку в бутылке, чтобы руки не свело (такое уже случалось, увы). На первый «водопой» остановилась минут через десять после старта (так мне казалось, во всяком случае!). На паузу ушло время, но вода сработала - лихорадка отступила. Второй «водопой» ещё минут через десять. Я довольна - моя антистрессовая стратегия работает!.. В награду потянулась, расправила плечи, руки, спину... словом, сделала маленькую физкультпередышку... И, когда бодрая-радостная поставила руки на клавиатуру, чтобы продолжить набор, то раздался финальный свисток... Внутренний таймер меня подвел - заняла лишь 11 место в номинации «Text production»...

- А бывает ли, что кому-то слепой быстрый набор не дается в принципе, хоть убейся?

- Слепой набор, как мне представляется, может освоить любой человек, у кого от природы всё в норме с органами чувств. А вот скоростной набор, как показывает практика, может даваться не каждому.

- Насколько я знаю, вы весьма активны в виртуальном пространстве. Чем там занимаетесь, как удается уживаться с молодежной сетевой публикой – весьма вредноватой и склонной к стёбу и троллингу?

- В Интернет-среде я известна под ником «Автандилина», который происходит от имени любимого героя детства - Автандила из поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В Сети я с 2001 года веду блоги и образовательный раздел «FAQультет Автандилины», посвященные технике быстрого слепого набора, «гоняю» в «Клавогонках» (онлайн-соревнованиях на скорость набора, в которых может участвовать любой желающий), продвигаю свое главное детище — «амишку», программу AMi, бесплатный тренажёр-генератор персональных упражнений по машинописи, созданный совместно с Михаилом Знаменским.

С молодежной же интернет-аудиторией я уживаюсь без проблем! В тех же «Клавогонках» я всегда готова пообщаться, посоветовать, и никогда не пытаюсь давить авторитетом. Вредность, говорите? Ну, проявляется она разве что лишь в том, что меня никак не желают называть Автандилиной, которой себя и чувствую на «Клавогонках», - а именуют моим полным именем-отчеством. Совершенно катастрофическим… Ну какая там может быть Элеонора Алексеевна?! Что она там забыла? Там только Автандилина!

- Есть ли правда в шутке о том, как к некому писателю пришла машинистка и заявила, что может печатать со скоростью 1000 букв в минуту, на что он ужаснулся – «да где ж я возьму столько букв?!»

- Один мой коллега, ныне профессиональный писатель, принципиально печатал двумя пальцами, медленно — 100-120 знаков в минуту — и говорил: «Не дай бог, если руки будут работать быстрее, чем голова!» Но в целом высокая скорость сегодня необходима — хотим мы того или нет. И, когда заявляют, что в той или иной профессии нужно владеть скоростью набора хотя бы 400 зн/мин, - то имеется в виду не умение с утра до вечера выдавать мысли (или буквы) потоком в этом темпе. Подразумевается, что, владея такой скоростью, человек априори способен достаточно эффективно работать с большими потоками информации в ритме, который задает современная успешная организация.

Взять даже самого обычного российского школьного учителя. В проекте профстандарта педагога сплошь отчеты, электронные журналы, дневники. И термин «квалифицированный клавиатурный ввод» присутствует в перечне компонентов ИКТ-компетентности учителя! Да и чисто педагогически это умение тоже важно — конфузно ведь педагогу еле-еле «ползать» по клавиатуре, повседневному инструменту нашего времени, когда пальцы юных поколений по ней летают! Пусть не 700-900 знаков в минуту, но уж 400-то должен выдавать, для примера ученикам!

- Высокоскоростной набор текста сегодня может быть высокооплачиваемой профессией? Или на практике большинству достаточно секретарского уровня?

- К примеру, профессиональный синхронный набор за ораторами в реальном времени — это весьма высокооплачиваемая работа. Штучная, эксклюзивная настолько, что в нашей стране для этой профессии не существует даже официального названия. В обиходе этих людей нередко называют стенографистами, но это, по сути, неверно. После стенографиста текст требует обработки, а тут – нет!

Для себя я называю эту профессию «наборщик-синхронист», а в англоязычных странах она именуется «speech-to-text reporter» или STTR. Эти элитные специалисты работают в судах, парламентах, на интернет-трансляциях событий, на ТВ при создании субтитров и т.п. Материально профессия весьма выгодна — например, в США она может обеспечить фрилансеру высокий заработок при работе около 6 месяцев в году.

- Можно ли заработать на жизнь, участвуя в соревнованиях по скоростному набору, как это делают профессиональные спортсмены в классических видах спорта?

- Коммерческая составляющая у соревнований по набору, увы, почти отсутствует. В давние времена, в 1888 году, на самых первых соревнованиях между Фрэнком Макгуррином и Луисом Таубом в американском Цинциннати, приз победителю был астрономического размера — 500$... В наши дни самый большой материальный приз, о котором мне известно, составлял 2000$ за первое место на чемпионате, который в 2010 году устраивала одна американская компания — производитель клавиатур... Знаменитая же федерация Intersteno и вовсе выдаёт на очных соревнованиях кубки, а на заочных — только медали и дипломы.

К слову, мировая знаменитость в скоростном наборе Михаил Шестов зарабатывает деньги обучением иностранным языкам, а другая знаменитость, американец Рон Минго (известный, как «Mingo-Typewriter» - «Минго-Пишущая-Машинка») как-то жаловался, что ему часто отказывали в приеме на работу, поскольку не находилось адекватных его скорости набора заданий!

- Предположим, человек хочет самостоятельно заняться скоростным набором. Как ему выбрать методику и учебник?

- Если вы выбираете книгу без каких-то определенных предпочтений, то осмотрите её снаружи и внутри. Если учебник толстый, а сроки освоения названы довольно длинные, — это хороший признак. Ну, а кроме шуток, если не знаете, чему отдать предпочтение – выбирайте классику, беспроигрышный совет. К примеру, методики и книги Ходыкина и Портнова, а также их последовательницы Березиной.

Также стоит обратить внимание на обилие программ-тренажеров в интернете. Это и тренировки разной степени сложности, и оценка реальной скорости для отслеживания динамики развития, и даже способ оживить учебу элементами соревнования и социальной сети – к примеру, существует сайт под названием «Клавогонки» - там все желающие в онлайне соревнуются в скорости клавиатурного набора с коллегами по увлечению!

- Какие-то фирменные советы дадите, как практик?

- В общем-то, ничего засекреченного нет, все известно, а главное – это упорство… Из дополнительных советов порекомендую выполнять, кроме машинописных, вспомогательные упражнения. Например, обыкновенные конторские счёты — для скоропечатника это натуральный «балетный станок», а тарелка супа становится эффективным тренажером, если держать ложку «не теми» пальцами. Для обострения, инициирования нужных реакций полезно иногда пройтись по комнате с плотной повязкой на глазах, находя и опознавая предметы на ощупь и пространственно. А также берегите руки — старайтесь не браться голыми руками за очень горячее, очень холодное и т.д.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах