Напомним, что после голодовок и открытого письма о колониальных порядках и рабском труде заключенных Надежду перекинули из мордовской зоны в Сибирь.
Как сообщили соратники Надежды, «Толокно везут по сибирскому этапу по так называемому «персональному наряду ФСИН России», который выписывается обычно для террористов и лидеров ОПГ». Ее перевозка длится уже 17 дней. По своим каналам друзья Толоконниковой выяснили, что девушка побывала в Саранском СИЗО, на пересылке в Тюмени, далее специальный прицепной вагон с Толоконниковой затерялся во времени и в пространстве.
Где будет отбывать оставшийся срок осужденная – держится в строжайшей тайне. В тюремном ведомстве отмахиваются от журналистов: «Как только Надежда Толоконникова прибудет в исправительное учреждение, в течение 10 дней администрация известит об этом родственников».
По всей видимости, это будет исправительная колония №50 в таежном поселке Нижний Ингаш, что в 310 километрах от Красноярска. Через поселок проходит железная ветка Красноярск – Тайшет, ночной поезд на станции Ингашской стоит не больше двух минут. Кругом леспромхозы. Достопримечательности: краеведческий музей, церковь Михаила Архангела.
Об ИК – 50 известно немного. Это колония для «первоходов», туда направляют тех, кто осужден впервые. На зоне есть кондитерский цех, швейная мастерская, картонный цех. Имеется участок колонии-поселения, где осужденные сажают свеклу, кабачки и картошку.
Свой 24 по счету День рождения Надежда Толоконникова скорее всего встретит в зарешеченном прицепном вагоне на Трансибирской магистрали.
Накануне этой даты мы беседуем с ее отцом, Андреем Толоконниковым:
- Можете вспомнить 7 ноября 1989 года, когда дочка родилась?
- Я работал в то время в Норильске врачом на «скорой помощи». Мы везли больного в больницу. Дороги были заметены снегом. В приемном покое мне и сообщили о рождении дочки. Надя у нас - северная девочка. Как ее мама, так и я - родились за Полярным кругом.
- Кто дал ей имя Надежда?
- Я назвал так дочку. Она стала «Надеждой доктора Толоконникова».
- 7 ноября знаковая дата для нашей страны. День Октябрьской революции, «красный день календаря» с обязательными демонстрациями трудящихся. Ни эта ли дата определила бунтарский характер дочери?
- Большую роль в воспитании Нади сыграла бабушка, Вера Ивановна. Дочка практически не ходила в садик. Времена были тяжелые, надо было много работать. Каждый год я отвозил девочку к своей маме в Красноярск. Надина бабушка – очень принципиальный и честный человек, коммунистка, за идею готова была идти «в огонь и в воду». Надя всегда говорила, что хотела быть похожа на Веру Ивановну. Революционные идеи, порывы, желания перекроить мир на справедливый лад - это у Нади от бабушки.
- Какие события в жизни дочери были самые запоминающиеся? Что дарили, чему она была особенно рада?
- Мы расстались с Надиной мамой, когда дочке было 4 года. Это был 1994 год, страна была в реформах. Тогда еще были иллюзии: горбачевская перестройка, либерализация, демократия… Я настаивал на переезде в Москву, жена ни в какую не хотела уезжать из Норильска. Она работала преподавателем в музыкальном училище и твердила, что ее все устраивает. Я поехал за лучшей долей в столицу, решил заняться бизнесом, думал позже перетянуть жену в Москву, но этого не случилось. Пятилетняя Надя осталась жить с мамой в Норильске. На лето ее отправляли в лагерь на море. Бывшая жена тогда еще была достаточно либерально настроена, сообщала, где находится лагерь. Я садился на поезд, ехал на побережье, то в Анапу, то в Сочи, снимал рядом с лагерем комнату в частном доме. Потом я забирал Надю в Москву. Мы много общались с дочерью. В подростковом возрасте она увлеклась философией и историей. К тому времени она была очень привязана ко мне. Я готовил Надю к учебе в МГУ. Я учил ее ставить большие цели, иметь великие мечты, состояться. Честолюбие у Нади от природы. Во все времена были такие революционно настроенные женщины, которые фанатично служили одной идее, боролись за свои права, садились за свои убеждения в тюрьму.
- Как Надя отмечала свой первый День рождения за решеткой?
- Надя сидела в мордовской женской колонии ИК-14 в посёлке Парца Зубово-Полянского района. У нее в этот день был адвокат Марк Фейгин. Надя человек реалистичный и прагматичный, все эти коробочки с цветными ленточками и лубочные открытки ей не нужны. Она на все это смотрит параллельно. Мы передали для нее в этот день свои послания.
Конечно, всякие вкусности Петр Наде постоянно привозил, подкармливал ее. (Петр Верзилов - гражданский муж Надежды Толоконниковой. Четыре года учился на философском факультете МГУ, но окончил только два курса. Уходил в академический отпуск, в промежутках между учебой уезжал путешествовать по Африке. - Авт.)
За время, проведенное в тюрьме, Надя возмужала. Произошло взросление личности. Сейчас дочь уже более зрелый, более умный человек. Безусловно, сказалось и нахождение в зоне с убийцами. Где-то рядом, на соседней шконке, сидела женщина-людоедка, которая съела своего любовника, ее посадили, по-моему, на 14 лет. Рядом были наркоманки. Надю мало кто понимал в этой среде, потому что люди там известного интеллектуального уровня.
- Как дочка Нади и Петра – Гера? С кем она живет?
- Гера живет с мамой Петра – Еленой Вячеславовной. У них на «Водном стадионе» хорошая квартира. Надя поставила перед Петей условие: воспитанием Геры должен заниматься и я тоже. На выходные я часто забираю Геру, мы идем бродить – колесить по Москве. Надя хочет, чтобы она выросла самостоятельной и свободолюбивой.
- Внучку назвали в честь одного из двенадцати Олимпийских божеств, верховной богини?
- Это была инициатива ее отца - Петра. Его отговаривали давать девочке столь необычное имя, твердили: «Зачем усложнять ребенку жизнь?» Потом незнакомые люди переспрашивали: «Гера - это понятно, а как звучит ее настоящее имя? Гертруда?» Я же считаю, что не важно, какое у тебя имя, главное, какой ты человек.
- Чем сейчас занимается мама Надежды? Она ни разу не поддержала дочь в суде. Может, письма пишет ей в колонию?
- У нас испортились отношения с мамой Нади еще в 2000 году. Мы не общаемся более 10 лет. В колонии у дочери ее не видели.
- Надю этапируют сейчас в Красноярскую ИК - 50. Отдаленная зона была, на ваш взгляд, выбрана как наказание за бунтарство?
- Отдаленность – это одно. В Федеральной службе исполнения наказаний, видимо, считают, что большое расстояние станет проблемой для Надиной группы поддержки. Но проблемы никакой не будет. Есть интернет, есть сплоченные единомышленники, в чем могли убедиться в тюремном ведомстве, когда у их ворот на Житной поставили куб с плакатами и стали проводить пикеты в поддержку Нади. Но от ФСИН еще можно ждать сюрпризов. По – моему, в исправительную колонию в поселке Нижний Ингаш нельзя заключенным писать письма по электронной почте. Пусть даже и после прохождения цензуры. Их целью было отсечь Надю от внешнего мира.
- Сколько осталось Надежде до окончания срока?
- 4 месяца. В марте 2013 года ее должны освободить.
- У вас в Красноярске живет мама, которая может поддержать внучку.
- Колония находится в 300 километрах от Красноярска. Мама уже пожилой, больной человек. Но Надю несомненно поедет навестить.
- Что бы хотели подарить дочери в этот День рождения?
- Свободу! Но это невозможно. Самым дорогим подарком в ее День рождения стало бы свидание с дочерью Герой. Но это тоже невозможно.
- Каким видите будущее Надежды?
- Я, честно говоря, не хотел бы, чтобы дочь занималась политикой. Я был бы рад, если она эмигрировала, и где–нибудь во Франции, как диссидент, занималась общественной деятельностью. Трудно сказать, что захочет сама Надя. Но, как я понял, уезжать из России она не собирается. Будет продолжать образование в МГУ и дальше работать, как правозащитник.
Справка «МК»:
Надежда Толоконникова - студентка философского факультета МГУ, бывшая участница арт-группы «Война», затем стала членом «московской фракции» «Войны». Принимала участие в нескольких акциях группы, включая перформанс в Биологическом музее (2008) и «Тараканий суд» (2010). С 2011 года — участница панк-группы Pussy Riot.
21 февраля 2012 года вместе с четырьмя другими членами Pussy Riot провела в храме Христа Спасителя так называемый «панк-молебен». 3 марта 2012 года по подозрению в хулиганстве в связи с несанкционированным выступлением в храме Надежда Толоконникова была арестована. Также были задержаны ещё две участницы Pussy Riot — Мария Алёхина и Екатерина Самуцевич. Международная правозащитная организация Amnesty International объявила их узницами совести. 17 августа того же года суд признал Толоконникову виновной «в грубом нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, совершенном по мотивам религиозной ненависти и вражды», и приговорил к двум годам лишения свободы колонии общего режима. Толоконникова своей вины на суде не признала, заявив, что «акция в храме носила политический, а не религиозный характер», по её словам, у неё «не было умысла оскорбить верующих».
В сентябре и октябре 2013 года Толоконникова дважды объявляла голодовку. Через гражданского мужа передала открытое письмо, в котором рассказала о невыносимых условиях труда и жизни в исправительной колонии № 14 в Мордовии. В письме осужденная в частности рассказала о 16-17 часовом рабочем дне в швейной мастерской, о месячной зарплате в 29 руб. Также Толоконникова указала, что против нее было совершено преступление — заместитель начальника колонии Куприянов угрожал ей убийством и физической расправой.