Недавно вступили в силу поправки в КоАП об ужесточении ответственности за нарушение норм авиационной безопасности. Трудно представить, что российские пассажиры, для которых слова “дьюти фри”, “алкоголь” и “самолет” воспринимаются как единое целое, разом станут абсолютными трезвенниками. Есть мнение, что пьянство — это национальная черта, бороться с которой, может быть, и нужно, но без фанатизма. Поэтому, видимо, штраф за несанкционированное распитие спиртных напитков в самолетах по новым правилам вырос всего на 200 рублей — с 500 до 700. Но такое благодушие разделяют не все. И в первую очередь за запрет провоцирующего дебоши на борту потребления алкоголя выступают авиакомпании. Правда ли, что за неподчинение экипажу можно получить 15 суток? Подорожают ли полеты в новом году? Закончилась ли эра бумажных авиабилетов? Эти и многие другие темы корреспондент “МК” обсудила с генеральным директором авиакомпании “Трансаэро” Ольгой ПЛЕШАКОВОЙ.
Близятся новогодние каникулы, и россияне уже предвкушают приятный отдых за границей. Многие потенциальные туристы слышали о новых правилах поведения на борту самолета, в том числе и запрете распития принесенного с собой алкоголя, но до сих пор не знают деталей.
— Ольга Александровна, многих пассажиров чрезвычайно интересует: правда ли, что новые правила усиливают ответственность за хулиганство и распитие алкогольных напитков на борту?
— Правда. Соответствующий закон буквально на днях вступил в силу. Хочу подчеркнуть, что компания “Трансаэро” много лет системно выступает за ужесточение ответствености граждан за хулиганские действия на воздушном транспорте из-за их особой опасности. Причиной, провоцирующей их, является чрезмерное употребление алкоголя. Новые правила предусматривают, что за неподчинение требованию командира воздушного судна нарушитель может быть оштрафован на сумму до 5 тысяч рублей или подвергнут задержанию на 15 суток. Это реальная и действенная мера, которую можно только приветствовать.
— А какой штраф будет грозить за распитие спиртных напитков?
— Речь идет об увеличении штрафа всего с 500 до 700 рублей. Согласитесь, это несерьезно. Ведь такая сумма не может остановить нарушителя. Бутылка коньяка и то стоит дороже. Тем более что существуют четкие мировые ориентиры. В США никто не имеет право распивать алкогольные напитки на борту, если они не предлагаются авиакомпанией. Штраф — 10 тысяч долларов. В Великобритании штраф за такое же нарушение как минимум 1 тысяча фунтов. В Германии, если поведение пьяного пассажира привело к проблемам на борту самолета или задержке рейса, штраф достигает 25 тысяч евро.
Вряд ли нужно оспаривать тот факт, что неадекватные действия пассажира под парами алкоголя могут быть чрезвычайно опасными. Поэтому большиннство государств имеют очень жесткое законодательство, защищающее других пассажиров и экипаж воздушного судна от буянов.
—А какие меры по защите принимают сами авиакомпании?
— Мы являемся не просто второй по величине авиакомпанией России, но и крупнейшим туристическим перевозчиком страны. Недавно вошли в число 7 крупнейших мировых перевозчиков на туристических маршрутах, поэтому опыт работы с “проблемными” пассажирами у нас очень большой. В 2007 году мы создали специальные группы сопровождения рейсов. Это прошедшие необходимую подготовку — и психологическую, и физическую — сотрудники службы безопасности нашей компании. Они, как правило, сопровождают рейсы протяженностью более 4—5 часов. Результат налицо — число дебошей сократилось вдвое. Но, как вы понимаете, подготовка и содержание этого персонала осуществляется за счет средств авиакомпании.
— Как экипажи могут практически воздействовать на нарушителей?
— У нас разработана целая система таких действий. Сначала это устное предупреждение, затем предупреждение письменное с требованием соблюдать правила поведения. Наконец, это письменное уведомление о том, что по прибытию в порт назначения пассажир будет передан правоохранительным органам и ему отказано в обратной перевозке. Письменные предупреждения подписываются командиром воздушного судна. Вот тут начинают действовать только что принятые правила — 5 тысяч рублей штрафа или 15 суток.
Если пассажир уже при посадке на рейс ведет себя неадекватно, мы вправе не допустить его на борт.
— Как часто приходится прибегать к крайним мерам?
— В этом году у нас было 74 случая, когда мы сдавали буянов в российскую милицию или полицию зарубежных стран. Из них 19 человек начинали хулиганить еще до начала полета. Все они были в состоянии алкогольного опьянения. На фоне 5 миллионов первезенных за это время пассажиров, казалось бы, не так немного, но от этого опасность таких действий не становится меньше. Иногда один пьяный хулиган способен испортить полет всем пассажирам и заставить экипаж работать в состоянии крайнего напряжения.
Я принципиально не согласна с теми, кто утверждает, что пьянство — это наша национальная черта. Поэтому мы будем продолжать бороться с ним. С 1 декабря на борту наших самолетов запрещена продажа алкоголя через систему беспошлинной торговли. Экипажам дано указание пользоваться своим правом экстренно сажать самолет, чтобы сдать опасного пассажира в промежуточном пункте правоохранительным органам. Мы будем добиваться, чтобы в России была наконец проведена официальная сертификация подручных средств, которые экипажи имеют право применять, чтобы пресечь агрессивные действия хулиганов. В зарубежных странах спецсредства (пластиковые наручники, специальные ленты и т.д.) персонал авиакомпаний применяет на вполне законном основании.
— В основном выпивают мужчины?
— По-разному. В основном, конечно, мужчины. Но бывает, что и семейные пары “зажигают”.
— Одно дело, когда шумная компания хлещет на борту одну бутылку за другой. А если человек во время обеда хочет выпить бутылку пива — это тоже нарушение?
— Если пассажир принес алкоголь с собой, то его распитие запрещено правилами компании. Если он купил алкогольную продукцию в дьюти-фри аэропорта, то не имеет права открывать ее во время полета. Можно пить только то спиртное, которое предлагает авиакомпания. В первом и бизнес-классах — спиртное на выбор. И здесь уже мы несем ответственность за пассажира и контролируем ситуацию. В рацион пассажиров экономического класса на отдельных рейсах входит один бокал сухого вина перед приемом пищи.
— В премиальных классах буянят меньше, чем в экономическом?
— Да, здесь другая категория клиентов. Хотя бывают и исключения. Помню, как пассажир бизнес-класса на курортном рейсе через Атлантику быстро “набрался”, полностью потерял контроль над собой, стал кричать, приставать к другим пассажирам. Мы были вынуждены привязать его к креслу до конца полета, а по прилету сдать в правоохранительные органы.
— Мой знакомый рассказывал, что во время длительного перелета на одной из российских компаний ему нестерпимо захотелось курить. Он спросил стюардессу: какой у вас штраф за курение? Она ответила: 100 долларов. “Вот вам 100 долларов, а я пойду покурю”, — заявил он. Не получится ли так же со штрафом за распитие алкоголя — вот вам 700 рублей, и не мешайте пьянствовать?
— К счастью, у нас квалифицированный персонал, который понимает, что никакие 700 рублей или 100 долларов не обезопасят ни остальных пассажиров, ни сам экипаж от возможных неприятностей. В “Трансаэро” молодые симпатичные бортпроводницы, их средний возраст — 26 лет. И поверьте, они хотят спокойно и качественно обслуживать пассажиров, а не усмирять буянов.
Кстати, о курении. “Трансаэро” первой в России начала бороться с курением на борту. В 1993 году мы запретили курить на рейсах длительностью меньше 2 часов. Потом постоянно ужесточали требования по курению, и в 1998 году запретили курение вообще. Вначале наши коллеги в отрасли недоумевали — кто же с вами будет летать, если вы запретите людям курить. Но пассажиры нас поддержали. Теперь уже никто не удивляется, что в самолетах нельзя курить. Поэтому я надеюсь, что когда-нибудь россияне нормально станут относиться и к запрету распития спиртного.
— Страшный сон пассажира — потеря багажа. Что делать в этом случае?
— Потеря багажа — глобальное явление. Как правило, неприятности случаются в крупных международных транзитных узлах, где багаж не столько теряют, сколько засылают не по адресу. Но мне кажется, что для Росиии это менее актуально — у нас меньше объем транзита, особенно в провинции. Если взять авиакомпанию “Трансаэро”, то безвозвратные потери багажа составляют одно место на 75—80 тысяч. Учтите, во всем мире авиакомпании лишь регистрируют багаж. А сортируют его, грузят на борт, затем выгружают и выдают пассажирам по прилету сотрудники аэропортов. На этих этапах, где, в основном, и происходят потери багажа, авиапервозчики не могут контролировать наземные службы. Хотя ответственность перед пассажиром несут именно авиакомпании. Таковы правила — отвечаем за чужие ошибки.
— Связана ли эта неприятность со временем регистрации — если пассажир слишком поздно или слишком рано зарегистрировался?
— Никак не связана. Технологические сбои происходят, в основном, после регистрации. Кстати, наша компания подключена к эффективной всемирной системе розыска багажа. В течение одного-двух дней багаж, как правило, находится, и мы доставляем его клиентам на дом или в офис.
— В октябре авиакомпания “Трансаэро” полностью перешла на электронные билеты. Обязательно ли при регистрации иметь распечатку электронного билета?
— Совершенно не обязательно. Распечатка представляет собой памятку для пассажира. Я сама тоже распечатываю билет. Мне удобнее, когда я вижу перед собой время вылета и номер рейса. А, вообще, электронный билет очень удобен — прежде всего, потому, что его нельзя потерять. Кроме того, переход на систему электронных билетов — это требование международных авиационных организаций. Кстати, наконец решена проблема языка. Существует система-переводчик. Если пассажир попросит, получит текст на русском, а по умолчанию текст печатается латинскими буквами.
— Электронными билетами уже никого не удивишь. А электронной регистрацией — можно. Планируете ли вы развивать эту систему?
— В 2007 году мы были первыми в России, кто начал электронную регистрацию на рейсы. Ее сфера постоянно расширяется, но здесь важно, чтобы соответствующие технологические возможности были и в аэропортах.
— Ольга Александровна, не могу не задать самый, пожалуй, актуальный вопрос: вырастут ли цены на авиабилеты в следующем году?
— Начну с того, что 2009 год отличался множеством снижений тарифров и распродаж. В следующем году мы продолжим политику доступных цен. Но есть настораживающие симптомы. Так, к нынешнему декабрю стоимость топлива выросла на 15% по сравнению с декабрем прошлого года. Ожидается, что в январе рост продолжится. А стоимость билета, в основном, зависит от топлива. Помните, в 2007—2008 годах, когда цена топлива была максимальной, цены на билеты существенно повысились. Компании, которые не могли приспособиться к ситуации, разорялись. Сейчас наметилась еще одна негативная тенденция: российские аэропорты стали резко увеличивать сборы с авиакомпаний. Есть аэропорты, которые подняли цены на свои услуги на 35—40%. И это, безусловно, тот случай, когда все проблемы аэропортов перекладываются на авиакомпании и пассажиров. Ведь если топливо привязано к мировым ценам, то сборы в аэропортах — нет. Поэтому мы будем выступать за введение моратория на рост цен в российских аэропортах хотя бы на полгода и за то, чтобы о повышении цен перевозчиков уведомляли заблаговременно. Иначе не избежать снижения пассажиропотока, который в нынешнем году в России и так сократился более чем на 10%.
— Сейчас билеты можно купить еще по старой цене?
— Конечно, на всю глубину продаж. Пока еще повышения тарифов не присходит. Я говорю о перспективах на будущий год, а они, к сожалению, не самые благоприятные для авиакомпаний с точки зрения роста их расходов.
— А как кризисный год пережила ваша компания?
— Первый квартал этого года у всех был достаточно сложным. А вот с мая пассажиропок у “Трансаэро” начал расти. Рост за ноябрь по сравнению ноябрем 2008 года составил 27%. А всего за 11 месяцев этого года мы дали 1,5% прироста. Впервые в своей истории за год перевезено более 5 миллионов пассажиров. Но среди крупнейших авиакомпаний тех, что за 11 месяцев дали прирост, очень мало.
— На каких направлениях наблюдается устойчивый спрос на авиабилеты?
— Практически на всех направлениях Юго-Восточной Азии. Растут перевозки и в Таиланд, Индонезию, на Мальдивы. Очень востребовано направление на Доминикану. В этом году мы активно вышли на российский рынок — открыли 12 новых маршрутов, стали крупнейшим перевозчиком на Дальний Восток. Прирост пассажиропотока по России по сравнению с 2008-м — 70%. Очень приятно видеть, как восстанавливаются и начинают расти рынки СНГ — Казахстан, Украина.
— Какие новые маршруты откроет “Трансаэро”?
— 26 декабря открылось новое направление — мексиканский курорт Канкун. На следующий год продолжим развивать российские маршруты. Начнем беспосадочные полеты из Санкт-Петербурга в Хабаровск, Южно-Сахалинск, Владивосток. Выйдем на рынок США — откроем рейсы из Москвы в Нью-Йорк и Майами. Знаковое для нас событие следующего года — начало полетов в Пекин.
— Планируете ли приобретать новые самолеты?
— У нас существует программа модернизации парка. В соответствии с ней продолжаем получать самолеты новейшего поколения “Боинги”-777, 747-400 и 737-800. Российские самолеты у нас тоже есть, и тоже новые — “ТУ-214”. Правда, пока мы получили только 3 самолета из 10 заказанных. Поставки остальных задерживаются.
— “Боинги” дороже?
— Нет. “Боинги” — серийные самолеты. А российские — это пока еще штучное производство. Отсюда и цена, и возникающие проблемы с запчастями.
— На каких самолетах комфортнее летать — на зарубежных или отечественных?
— Для пассажира не должно быть никакой разницы. В сознании большинства людей засело, что отечественные самолеты неудобные, тесные и т.д. На самом деле, оборудование салона зависит от авиакомпании. В советское время самолеты действительно были плохо оборудованы. А в 1990-е годы, да и сейчас, некоторые авиакомпании просто не хотели тратить средства на их переоборудование — ставить более комфортабельные кресла, создавать приятную цветовую гамму.
— Вы хотите сказать, что “ТУ-214”, принадлежащие “Трансаэро”, выглядят как зарубежные?
— Когда мы заказывали свой первый
“ТУ-214”, то поставили лизинговой компании непременное условие — салон самолета должен быть оборудован абсолютно так же, как на наших “Боингах”. Специалисты “Трансаэро” поехали в Германию и там заказали кресла и многие детали интерьера. В октябре наш новый “Ту-214” посетил Владимир Путин. Давая ему пояснения, я подчеркнула, что ради комфорта пассажиров кресла панели багажных полок, ковры, шторки иллюминаторов заказаны авиакомпанией в Германии по лучшим образцам.
Наши пассажиры, естественно, довольны. Бортпроводники рассказывали, что были случаи, когда, зайдя в “ТУ-214” и увидев салон, они просились выйти на трап, чтобы убедиться, что это действительно российский самолет. Я хочу еще раз сказать, что интерьер самолета зависит только от авиакомпании — увы, только интерьер.
— Последний вопрос. Как правильно выбрать авиакомпанию?
— Прежде всего, не ставить цену во главу угла. Дешево не значит хорошо. Сейчас на авиарынке есть компании, которые не обладают ни опытом, ни достаточным парком. Представьте, что у компании два самолета, а она объявляет, что будет летать в десяток городов. Про размер парка при этом молчат, зато цены декларируют низкие. Сломался один самолет — и компания не может выполнить обязательства перед сотнями людей.
В последнее время много российских авиакомпаний обанкротились и прекратили полеты, бросив своих пассажиров. И эти события, я думаю, пассажиров многому научили. Они стали понимать, что дешевый билет может обойтись на самом деле очень дорого. Нужно выбирать прежде всего надежного, стабильного перевозчика, хорошо зарекомендовавшего себя.