— Александр, сезон окончен. Время подводить итоги…
— С точки зрения экономических показателей, которые зависят от рейтингов, результатами прошедшего сезона мы довольны. Канал НТВ сохранил твердую позицию в тройке лидеров отечественного телевещания. При этом мы сумели провести несколько успешных экспериментов в области программирования, открыли для зрителей новые жанры и сделали ощутимый задел на следующий сезон.
Открытием и самым ярким событием завершающегося сезона, вызвавшим наибольший резонанс и у критиков, и у зрителей, стал проект Алексея Егорова “Мясо. История всероссийского обмана”.
Важным экспериментом для нас стал успешный запуск в прайм-тайм линейки документальных и дискуссионных программ. Раньше каналы боялись работать с подобным продуктом в самое конкурентное время и ставку делали в основном на сериалы. Сейчас можно констатировать, что по итогам сезона нашему каналу удалось сформировать постоянную аудиторию, которая в десять вечера по будням переключается с сериалов на дискуссионные и документальные программы НТВ.
— Производство подобного контента — это способ сэкономить на производстве сериалов во время кризиса?
— Хорошо сделанная еженедельная программа может стоить и подороже некоторых сериалов. Полтысячи человек массовки, свет, дым, камеры, командировки — об экономии говорить не приходится. Конечно, любой содержательной программе пока еще сложно конкурировать с сериалами — велика сила инерции, зрительской привычки. Но, во-первых, показатели популярности программной линейки за сезон демонстрируют хороший рост, а во-вторых, сравнивать рейтинги разговорных программ и сериалов — все равно что рассуждать, кто сильнее — боксер или профессор. Это разные жанры, у них разные задачи и разный зритель. Профессор не должен драться с боксером, он занимается развитием общества, к которому, между прочим, относятся и боксер, и его дети.
При этом преимущество сериалов не такое уж значительное. Наоборот, по итогам сезона практически все наши вечерние программы превышают среднюю долю канала. Это значит, что в 22.00 НТВ смотрят не только наши постоянные зрители, но и те, кто устал от сериальной однообразности на других каналах или просто нуждается в более содержательном наполнении своего телевизионного вечера.
— НТВ долгое время был каналом двух “ЧП” — “Чрезвычайного происшествия” и “Чистосердечного признания”. В этом сезоне появилось третье — “Честный понедельник”.
— Ну, можно сказать, что эта программа создавалась в режиме ЧП — практически на живую, но это единственное, чем она связана с обзорами происшествий. “Честный понедельник” — во многом экспериментальный формат, программа от выпуска к выпуску менялась прямо на глазах у зрителей. И, судя по рейтингам, к концу сезона набрала ход, нашла своего зрителя — последние выпуски смотрели больше 15% россиян. В новом сезоне формат “Честного понедельника” несколько изменится: мы немного притушим атмосферу митинга, которая царит у Минаева в студии.
— По-вашему, общественные дискуссии — именно то, что зритель сейчас ждет от телевидения в первую очередь?
— Безусловно. Интерес аудитории к обсуждению актуальных тем, связанных с изменением экономической и политической ситуации в стране, во многом диктует необходимость качественного обновления в содержании телевидения. Каждая площадка, дающая зрителю возможность участвовать в подобном обсуждении, будет востребована. Поэтому в эфире НТВ в новом сезоне появится даже не одна, а две или три новые программы в разговорном и дискуссионном жанре.
— С одной стороны, на канале есть планы развития разговорного жанра, с другой — в этом сезоне закрыли программу “К барьеру!”, один из самых ярких примеров подобного жанра и долгие годы — визитную карточку НТВ.
— Решение о закрытии программы “К барьеру!” принималось генеральным директором телекомпании НТВ, и о своих мотивах меня он в известность не ставил. Со своей стороны замечу, что лично у меня определенные сомнения в ее перспективности появились достаточно давно, и дело тут не только в отрицательной динамике рейтингов. Это следствие. А одной из причин стало, вероятно, сужение круга тем и персон. Сформировался довольно узкий пул из полутора десятков постоянных “дуэлянтов”, появилась некоторая театральность. Зрители заметили, что дискуссия перед ними далеко не всегда разыгрывается всерьез.
— Владимир Соловьев каким-то образом будет участвовать в одном из новых дискуссионных шоу, о которых вы говорили ранее?
— Наш канал открыт для сотрудничества с любой из известных российских персон. Так что и сотрудничество с Соловьевым в будущем вполне возможно. В любом случае, уверен, рано или поздно мы снова увидим Владимира Соловьева в каком-то новом качестве на нашем или каком-то другом российском канале — он, без сомнения, яркий и талантливый ведущий с постоянной аудиторией поклонников.
— К слову сказать, “Честный понедельник” многое взял у передачи “К барьеру!”. А кроме него вы планируете запустить еще три подобных шоу. Не вызовет ли это перенасыщение у зрителей?
— На федеральных каналах в прайм-тайм подобных шоу просто нет, а потребность в них совершенно очевидна. Поэтому скорее уместно говорить о дефиците такого продукта, а не его переизбытке. Российскому телевидению совершенно необходимо появление нового жанра — дискуссии, имеющей содержание и вес. Сейчас ни на одном канале нет разговорного шоу, которое бы, как в Америке или Европе, обсуждали на следующее утро во всех новостях. Но такая программа не может существовать в единственном экземпляре. Общество неоднородно, различные социальные группы интересуются совершенно разными вещами. Для удовлетворения общественного интереса к дискуссии должна появиться критическая масса — много площадок, где обсуждаются разные, но всегда актуальные темы. И обязательное условие — новые лица, и ведущих, и экспертов. Круг участников дискуссии должен расшириться, иначе мы никогда не сможем вывести обсуждение за пределы пула привычных “говорящих голов”, переходящих с канала на канал.
— Большая доля успеха таких шоу в правильном подборе ведущего.
— Именно поэтому в новом ток-шоу НТВ, которое в условиях повышенной секретности сейчас готовится к сезону, будет не один, не два, а нескольких ведущих, которые к тому же будут меняться в зависимости от темы выпуска. Невозможно в рамках одной и той же программы одними и теми же силами содержательно обсуждать, например, современное искусство и реформы в армии. Для каждой темы нужен свой подход, свой ведущий, даже в чем-то — свой формат.
— Кто станет этими ведущими?
— Достаточно неожиданные фигуры, с одной стороны, с другой — люди, которых на НТВ давно не видели. И наконец, НТВшные ведущие, которые сейчас заняты в других программах. Ничего более конкретного пока сказать не могу: пока будем нагонять туман, чтобы случайно не раскрыть карты раньше времени. Единственное, что могу определенно сказать уже сейчас: этот проект должен стать новым словом в современном разговорном телевидении.
— А кроме этого сверхсекретного проекта сетку вещания НТВ ждут изменения в новом сезоне?
— Безусловно, и их будет немало. Во-первых, будем корректировать и четче фокусировать форматы уже имеющихся передач, во-вторых — запускать новые.
Изменения коснутся нашего пятничного музыкального шоу “Суперстар”. Мы и так каждый год радикально меняли формат этой программы, сохраняя только название. Теперь каждый выпуск нового “Суперстара” будет посвящен отдельной теме или персоне. Схожий принцип в завершившемся сезоне был успешно опробован в “Суперстар. Бенефисах”. Достаточно вспомнить, какими яркими событиями стали “Крутые 90-е. Счастливые песни смутного времени”, бенефис “Ласкового мая” или “Концерт-исповедь Любови Успенской” — музыкальное шоу, занявшее почетное третье место среди программ своего жанра, уступив по итогам сезона только финалу “Евровидения” на Первом канале и прощальным концертам Примадонны на “России”.
Обновится “Главный герой”. Будем менять и содержание, и хронометраж, двигаться в сторону от привычного сборника репортажей. А то у людей появляется ощущение, что у нас программы перемешались друг с другом. Зритель не ждет в “Главном герое” сюжетов, уместных в “Программе максимум”, — журналистских расследований и вообще остросоциального репортажа. В обновленном “Главном герое” их и не будет.
Не стоит забывать и о новых сериалах. Мы приготовили немало заметных премьер, а особенно хочу отметить долгожданное продолжение “Глухаря” с Максимом Авериным в главной роли, встреча с которым ждет зрителей уже осенью. Это, пожалуй, первый за долгое время сериал, показавший настоящую жизнь ровно так, как мы видим ее каждый день на улице. И эта правда жизни, непридуманные персонажи и узнаваемые обстоятельства встретили живой отклик у зрителя. Я больше скажу: у “Глухаря” есть потенциал вырасти в такой же долгоиграющий сериальный проект, каким стали “Улицы разбитых фонарей”, продолжающиеся уже больше 11 лет.
— А что насчет новых проектов?
— Еще летом мы запустим несколько новых программ. Уже в июле стартует “Средний класс” — передача с говорящим названием, которая призвана вернуть содержательное дневное телевидение. Очень долго каналы не уделяли этому сегменту вещания должного внимания, считая, что днем телевизор смотрят только домохозяйки и пенсионеры. Сейчас же ситуация изменилась. Многие дома работают. Появилось немало молодых семей, где один из родителей проводит день с детьми.
Еще вместе с Максимом Кононенко, он же Мистер Паркер, мы сейчас создаем новую программу под рабочим названием “Коллекция глупостей”. В ней будет отслеживаться маразм и идиотизм, ежедневно происходящий на наших глазах. Достаточно вспомнить недавний случай, когда к приезду первого лица в одном из городов заасфальтировали железную дорогу. Да что говорить, в необъяснимом рвении в производстве глупостей у нас соревнуются все: от коммунальных служб и мелких чиновников до правоохранителей и самих обывателей. Мистер Паркер выступит в роли такого современного Салтыкова-Щедрина, замечающего разного рода обыденные, но от этого не менее вопиющие глупости. В этом смысле со времен Михаила Евграфовича у нас мало что изменилось.
Как я уже сказал, мы будем развивать успех документального проекта “Мясо” — расставим точки над “i” в еще нескольких крайне актуальных темах.
Расширится на нашем канале и спектр научно-популярных и даже просветительских программ — свои новинки в этом жанре представят Алексей Пивоваров и вернувшийся на канал Павел Лобков.
Вообще, подводя итог, надо признать: назрела потребность в более содержательном телевидении. Долгие годы зритель голосовал пультом за телевидение-праздник, отдавая предпочтение в основном развлекательным и юмористическим программам. Теперь же, во многом из-за изменений в экономике и общественной жизни, снова проснулся интерес к новостям, к аналитике, к дискуссии, даже к более содержательному юмору. И канал НТВ, который никогда не боялся экспериментов, готовит зрителям свой как всегда острый и интересный ответ.