Этот случай впервые в мире показал, что когда-то считавшийся редким вид гельминтов на самом деле может оказаться массовым. Хуже всего то, что паразитологи не скрывают: даже идей о перспективах диагностики и лечения этого заболевания, передающегося обычными комарами, у них сегодня нет.
Паразиты окружают нас повсюду, однако многие из нас даже не подозревают, насколько они близки. Сегодня слово «дирофиляриоз» известно узкому кругу специалистов. Но этот вид весьма неприятных и опасных гельминтов (а по-народному — глистов) распространяется все стремительнее. Инфекционисты уже не исключают, что носительство дирофилярии среди россиян и москвичей может оказаться повсеместным.
Последние данные, полученные учеными, лишь добавляют пессимизма в этом вопросе. Об этом сообщил в ходе своего доклада на Московской международной неделе вирусологии профессор кафедры инфекционных болезней, тропической медицины и эпидемиологии Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Н.И.Пирогова Александр Бронштейн.
...Вообще-то впервые дирофилярий открыли еще 300 лет назад (это далеко не самый старый глист: паразитов находили и у египетских мумий). Однако лишь полвека назад этот вид гельминтоза начали находить у человека; в российской же практике такое случилось и вовсе всего лишь лет 15 назад.
Раньше считалось, что человек может стать лишь случайным хозяином этого паразита (находили его главным образом у собак, которым он передавался от комаров). Теперь очевидно: комарам все равно кого кусать. Хоть собаку, хоть человека. И комары эти — самые обычные. Обитающие в том числе в Москве и Подмосковье. Известен случай, когда, например, дирофилярию нашли у 76-летней москвички, которая никуда не выезжала.
Дирофиляриоз называют мигрирующим гельминтозом неспроста. В отличие от хорошо известных инфекционистам тропических гельминтов, личинки которых ползают под кожей, дирофилярия ведет себя, как Фигаро. Появляется в одной месте (в виде, например, небольшой опухоли, реже — нитевидного образования на коже), сидит там месяц-другой, потом пропадает на месяц, а потом появляется уже в другом. И так — постоянно. Чаще всего они локализуются в области глазных век, головы, шеи, а также на ногах и руках. Причем дирофилярия может перемещаться из области надбровных дуг под глаз и обратно. У женщин они могут селиться на коже молочных желез (профессор Бронштейн показывает снимок такой пациентки из Москвы — долгое время она ухаживала за бездомными собаками), в половых губах. «Одной женщине гинеколог стала удалять опухоль, а там — червь», — рассказывает профессор. У мужчин — в области мошонки и полового члена. Иногда дирофилярий находят в брюшной полости, слизистых оболочках за щеками (в этом случае пациенты обращаются, как правило, к стоматологу). Семь лет назад в столице дирофилярию впервые выявили в легких — у мужчины, вернувшегося после рыбалки на Ахтубе. Рыбы он там не ел, сидел далеко от костра, где на него и напали комары... Ему поставили диагноз — плеврит, а в ходе операции хирурги обнаружили огромное количество червей в легких.
Если дирофилярия выбрала себе дислокацию вокруг глаз, то в этом случае врачи рекомендуют... вообще ее не трогать. «Конечно, неприятно знать, что у тебя над глазом глист, — пациенты переживают. Однако бывали случаи, когда хирурги делали надрез — а паразит тут же исчезал. Причем перемещался прямо в глазное яблоко, что крайне опасно», — рассказывают паразитологи.
...Много лет ученые не знали, как дирофилярии попадают во внутренние органы. Теперь у них есть основания предположить, что они отправляются туда с током крови. До сих пор такого никому и в голову не приходило, пока недавно этого паразита не обнаружила в своей крови пациентка-лаборантка. И это было первое наблюдение такого рода в мире. Впоследствии ее анализ подтвердили и в Институте тропической медицины. «Получается, что такие паразиты могут находиться в каждом из нас, особенно если есть жалобы на утомляемость», — делает вывод профессор Бронштейн.
Однако диагностировать этого гельминта крайне сложно, а иногда и невозможно вовсе. Специалистов, знающих это заболевание, — раз, два и обчелся. И куда больше шансов быстрее попасть не к ним, а к психиатру. Или узнать о неприятном соседстве на операционном столе.
Не менее удручающая ситуация и с лечением дирофиляриоза. Стандартные и популярные антипаразитарные средства, которые у нас продаются, на них в большинстве случаев не действуют. Эффективных лекарств в Россию просто не завозят — на них нет спроса. И инфекционистам приходится действовать методом тыка, назначая различные комбинации имеющихся в наличии препаратов. Иногда это действует, но чаще — нет.
Ученые еще очень многого не знают. А новые знания порой приносят только новые печали.