Москвич Дмитрий, как рассказывает его жена, несколько дней назад стал инвалидом. Супруга Дмитрия — сама врач, стоматолог в детской поликлинике. В понедельник в Интернете она рассказала жуткую историю. Вкратце ее суть: 14 августа у Дмитрия прорвался абсцесс на суставе большого пальца правой ноги. Почти неделю пациент безуспешно пытался попасть в больницу, но врачи «скорой» раз за разом отказывали ему в госпитализации, ссылаясь на пресловутый приказ №3764. В районной поликлинике (ее номер и фамилия врача есть в редакции) хирург и вовсе отмахнулся от визитера. В итоге, когда через 6 дней Дмитрию удалось попасть в больницу, было уже поздно: палец пришлось отнять.
Итак, почему больного сразу не отправили в клинику? И с какими недугами теперь не повезут в стационар по «скорой»? Цитируем приказ: «гипертонический криз не осложненный»; «хроническая сердечная недостаточность»; «острый простатит»; «носовое кровотечение (не травматическое)»; «опоясывающий лишай — в т.ч. при обильных свежих высыпаниях»; «бронхиальная астма — при средней степени»». Всего более 20 наименований.
Правда, в приказе есть важная оговорка! Приведем ее полностью:
«1. Выездному медицинскому персоналу после оказания медицинской помощи больным и пострадавшим на госпитальном этапе с учетом тяжести их состояния:
1.1. обеспечить динамическое наблюдение с активом в ЛПУ, в т.ч. в отделении круглосуточной неотложной медицинской помощи в следующих случаях...»
— «Скорая» всегда готова оказать помощь любому, нуждающемуся в ней, — подчеркнул «МК» и.о. замглавы Департамента здравоохранения Николай ПЛАВУНОВ. А пресс-секретарь департамента Элина НИКОЛАЕВА добавила:
— Этот приказ направлен на оптимизацию работы Скорой помощи. Сейчас большие силы и средства брошены именно на укрепление амбулаторного поликлинического звена. При поликлиниках созданы отделения круглосуточной неотложной медицинской помощи. Вот они и будут контролировать состояние больных при этих заболеваниях. Разумеется, все пациенты получат квалифицированную помощь при обращении в «скорую» и в случае угрозы их жизни или здоровью сразу же будут госпитализированы. Но сами посудите, какой смысл везти человека в клинику, если у него не впервые возникшая острая задержка мочи? Время, которое потратит «скорая» на госпитализацию такого больного, неизбежно будет украдено у других, нуждающихся в срочной госпитализации.
А что думают о нововведении рядовые врачи? Говорит Александр Конюхов — выездной врач подстанции Скорой помощи №12:
— Возьмите, например, бабушку, у которой хроническая сердечная недостаточность. Если это не острая стадия, то ее, согласно новому приказу, не надо госпитализировать. Но когда наступит острая стадия, она просто задохнется. Или взять ангину. По внешнему налету в горле порой нельзя определить: ангина это или дифтерия — симптомы похожи. Врач выпишет лекарство от ангины и уедет. А спустя 6–8 часов ребенок может начать задыхаться в связи с интоксикацией на фоне дифтерии. И таких примеров можно приводить множество.
Вывод напрашивается сам собой: реформа важная и нужная, но слишком... скороспелая. Может, имело смысл в порядке эксперимента опробовать новую схему лечения больных в нескольких районах? И уж потом в случае успеха распространять ее на всю Москву.