По мнению ряда экспертов, новая волна в России уже началась. О ковиде все стали забывать, только он о нас при этом не забыл. И первыми рост заболеваемости начнут ощущать на себе Москва и Санкт-Петербург.
Первый геном BA.5 из России (образец от 26 мая из-под Петербурга) на днях был загружен в открытую базу геномов вирусов GISAID Санкт-Петербургским НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера. Кроме того, сначала НИИ гриппа имени Смородинцева, а затем и ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора внесли в российскую базу VGARus образцы обнаруженного у нас «Омикрона» BA.4 (забор материала также был произведен в конце мая). И хотя, по данным заведующего лабораторией геномных исследований ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Камиля Хафизова, у 95% инфицированных коронавирусом россиян выявляют вариант BA.2 и его субварианты, усовершенствованные эволюцией четвертый и пятый варианты уже начали распространение по стране. Их смогли выловить даже при наших весьма скромных возможностях секвенирования. Сам Хафизов отмечает, что стремительному росту распространения у нас мешает «хорошая иммунная прослойка» (которая в России сформирована в основном за счет переболевших), BA.4 и BA.5 легче передаются от человека к человеку, чем ранние формы «Омикрона». Поэтому прогнозы строить тяжело.
Эксперты отмечают, что основные отличительные черты BA.4 и BA.5 — способность «игнорировать» антитела, полученные даже после инфицирования другими «Омикронами», не говоря уже о «Дельтах» и прочих. Кроме того, они способы преодолевать и иммунитет вакцинированных, хотя, как показал опыт других стран, вакцинация по-прежнему в большинстве случаев защищает от тяжелого течения заболевания. Кроме того, исследования на клеточных культурах и животных показали, что BA.2 является более патогенным вирусом, чем BA.1, а вот BA.4/5 — гораздо патогеннее, чем BA.2. Иными словами, вирус становится все более быстро распространяющимся, заразным и иммуноускользающим, но при этом не становится менее патогенным.
Как считает известный терапевт Алексей Водовозов, в странах ЕС сегодня опасаются, что ВА.4/ВА.5 могут спровоцировать взрывной рост абсолютного числа случаев, как это уже было с первым заходом «Омикрона», который будет сопровождаться большим числом госпитализаций и летальных исходов: «Можно делать ставки, когда начнется его подъем. Уже слышал варианты про месяц, полтора и два. Скорее так: в крупных городах это будет месяц, дальше будет зависеть от интенсивности перемещения населения. Впрочем, лето, отпуска, она как раз максимальна сейчас. Будем смотреть».
Опыт других стран не сулит нам ничего хорошего. Какая по счету это будет волна, уже, кажется, никто и не помнит. Например, в Британии за последние семь месяцев началась уже третья волна одного только «Омикрона»: сначала там свирепствовал вариант ВА.1, в марте пришел ВА.2-вариант и теперь — ВА.4 и ВА.5. При этом тревожит то, что текущие темпы роста числа госпитализаций в Англии выше, чем наблюдалось во время волны BA.2 в марте. За неделю госпитализация увеличилась на 33%, смертность на 8%. Госпитализация маленьких детей (0–5 лет) увеличилась на 36%. ВА.5 демонстрирует самый быстрый рост в Великобритании по сравнению с другими вариантами вируса — 10-кратный (!) за месяц. В ЮАР волна, вызванная ВА.4 и ВА.5, привела и к существенному росту избыточной смертности — более 1844 погибших в неделю на пике. Для страны с населением около 60 миллионов человек — это очень много. Рост смертности отмечается в Португалии (первая страна в Европе с волной ВА.4/5).
Вариант «Омикрона» BA.5 сегодня превалирует в Португалии, США, Лихтенштейне и Демократической Республике Конго. В Португалии процент позитивных тестов превысил 50% (на первой омикронной волне он не достигал и 25%). В США смертность еще не растет. В отличие от Португалии, где волна BA.1 почти сразу перешла в волну BA.5, в США падение заболеваемости было очень глубоким, поэтому на разгон волны отстающих от заражений смертей уйдет некоторое время.
Врач лабораторной диагностики, ведущий эксперт ассоциации «МедЛабЭксперт» Александр Соловьев считает, что новая волна в России началась: «Думаю, что приход ВА.4 и ВА.5 изменит ситуацию с ковидом в России в ближайшие 1,5–2 месяца. В Москве и Санкт-Петербурге, возможно, раньше. В России прошло уже более 3 месяцев после объединенной волны ВА.1 + ВА.2. Иммунитет после встречи с этими вариантами вируса ослабевает. А вакцинация совсем остановилась. Критические группы населения плохо привиты. Дети вообще не привиты. Про антиковидные меры большинство забыло».
Одно из последних научных исследований показало парадоксальную вещь. «Количество избыточных смертей в период доминирования «Омикрона» по странам очень хорошо коррелирует с избыточными смертями в период доминирования «Дельты». Чем больше людей в стране умерло в период «Дельты», тем больше людей, увы, в той же стране умерло от «Омикрона». Россия располагается на тренд-линии. Я думала, что будет наоборот: чем больше в стране умерло людей от «Дельты», тем больше переболело и тем больше коллективный иммунитет в стране, а следовательно, должно быть и меньше смертей в период «Омикрона». Но я ошибалась. Все оказалось не так», — рассказывает молекулярный биолог Ольга Матвеева.
Главный вывод, который нужно сделать из накопленного опыта, считают эксперты, — допущение большего количества заражений не предотвращает заражения в будущем. И на уровень летальности влияет, увы, печальным образом.