СПРАВКА "МК"
Ежегодно в мире случается 15 миллионов инсультов (это три населения Финляндии); при этом 5 миллионов человек от них умирают и еще 5 миллионов остаются инвалидами.
...Каждые 2 секунды в мире у кого-то случается инсульт, и каждые 6 секунд от него кто-то умирает. Сегодня это грозное заболевание входит в тройку основных убийц населения нашей планеты. Риск получить инсульт есть практически у всех: и у женщин, и у мужчин, и у стариков, и у молодых. Лишь 8% перенесших инсульт возвращаются к трудовой деятельности.
— Эдуард Владимирович, какие проблемы возникают у людей после инсульта и какие проблемы помогает решить реабилитация?
— Нужно понимать, что в процессе инсульта страдает головной мозг, в результате чего могут возникать абсолютно разные проблемы, на решение которых и будет направлена реабилитация — в зависимости от степени тяжести инсульта, специфики восстановления пациента, его индивидуальных особенностей и так далее. Инсульт — это катастрофа в головном мозге, а он контролирует работу всего тела, соответственно, мы можем наблюдать абсолютно разные нарушения. Более того, инсульт — это последствие уже имеющихся ранее нарушений: гипертонии, сахарного диабета, атеросклероза и т.д.
Возможны такие ситуации, когда частично или полностью выпадает часть поля зрения или пациент видит, но не воспринимает часть пространства.
Если пострадала та часть мозга, где зарождается наша речь, то человек может говорить невнятно или, наоборот, не сможет понимать речь других.
Не менее сложная проблема — потеря чувствительности, причем даже в ротовой полости. Отсюда вытекает еще одна сложность, когда пациент прикусывает щеку или нарушается акт глотания вплоть до того, что он не может выпить воды.
К несчастью, может также возникнуть проблема со стулом и мочеиспусканием, когда нарушаются контроль и инициация этого процесса.
Одним из наиболее опасных последствий инсульта является спастичность, которая встречается у каждого третьего пациента. Это тяжелое осложнение проявляется в виде гипертонуса мышц, когда, например, пациент не может разогнуть кулак или согнуть паретичную ногу. Помимо того, что такое состояние причиняет боль, оно еще и препятствует нормальной физической реабилитации, которая наиболее эффективна в первые 12 месяцев.
В общем, проблем может быть огромное количество, именно поэтому лечением и реабилитацией пациента после инсульта занимается большая команда специалистов, уделяя пристальное внимание комплексному подходу.
— Когда приступать к реабилитации после инсульта? С чего начать?
— Я хочу обратить внимание, что план реабилитации составляет исключительно реабилитационная команда, и далеко не все процедуры и в полном объеме можно делать с первых дней — активная реабилитация может начинаться только тогда, когда она не противопоказана по состоянию здоровья.
Нет универсальной схемы реабилитации, единой для всех пациентов, — многое зависит от степени тяжести самого инсульта и сопутствующих заболеваний, потенциала пациента и его эмоционального состояния.
Например, если неврологический дефицит настолько грубый, что пациент практически неподвижен — не может перевернуться и что-то взять с прикроватной тумбочки, план реабилитации может быть направлен в первую очередь на то, чтобы научить его, как правильно перевернуться и приподняться, чтобы дотянуться до необходимых предметов.
Для достижения таких целей кроме традиционных методов с лечебной гимнастикой используются специальные «роботы», которые могут не только поднять пациента, но и помочь ему выполнить некоторые движения. Например, роботизированная ходьба не только тренирует сам процесс ходьбы, но и помогает адаптировать сердечно-сосудистую систему к вертикальным нагрузкам. Кроме того, это снижает и риск тромбоза, который очень высок у пациентов, обездвиженных после инсульта.
— Чем реабилитация в стационаре отличается от реабилитации дома?
— В первую очередь комплексным подходом, ведь с пациентом в стационаре работают разные специалисты — врач физической реабилитационной медицины, психолог, логопед, инструктор по лечебной гимнастике, эрготерапевт (достаточно новая специальность) и др. И, конечно, главный член этой команды — сам пациент.
Конечно, если пациенту показана, например, роботизированная реабилитация, то она может быть осуществлена только в стационаре, где робот также может помочь осуществлять движения паретичной рукой, где возможно использование виртуальной реальности при нарушении зрительного восприятия: пациент «путешествует» на кухню или в гараж.
Дома сложнее создать такие условия, однако это допустимо по решению реабилитационной команды специалистов, которые определяют план, объем и специфику реабилитации. Безусловно, успех реабилитации — это мотивация пациента. Если врач допускает, а пациенту комфортнее будет заниматься дома, значит, так и должно быть. В современном мире телемедицины можно решить большую часть вопросов.
— Одно из наиболее тяжелых последствий инсульта — это спастичность. Как с ней бороться и возможно ли вернуть пациенту двигательную функцию?
— Это опять же комплексная реабилитация — двигательная, роботизированная терапия, направленная на растягивание тех мышц, которые находятся в гипертонусе. Самый простой пример — пациент взял стаканчик, а вот отпустить его уже не может. Огромным помощником здесь является ботулинотерапия (БТА), которая позволяет расслабить спазмированную мышцу и дать возможность врачам продолжить реабилитацию, а пациенту — шанс на восстановление двигательной функции, улучшение качества его жизни и жизни членов его семьи. Нередки случаи, когда достаточно одной инъекции ботулотоксина типа А, чтобы побороть спастичность. Сможет ли такой пациент вернуться к прежней жизни? Сложно ответить на этот вопрос, так как это зависит от множества факторов, но шанс на возвращение в профессию или как минимум на нормальную жизнь, когда человек сможет сам за собой ухаживать, есть.
— Как преодолеть нежелание пациента заниматься реабилитацией? Какие главные советы можно дать пациентам и их родственникам?
— Не всегда нужно человека принуждать к реабилитации. Мозг до и после инсульта — разный. Мотивировать пациента, показать ему возможности и перспективы — что он получит, если будет следовать по этому пути, но окончательное решение пациент должен принять сам, и его выбор нужно уважать.
Если пациент не хочет продолжать занятия с паретичной рукой, потому что он справляется одной (здоровой), не стоит на него давить. Возможно, он просто принял себя такого, и где-то здесь есть точка, на которой следует остановиться. Нужно прислушиваться к любимому человеку и уважать его решения.
Если же пациент не может самостоятельно ухаживать за собой и требует помощи от родственников, имеет смысл обратиться к специалисту — психолог поможет найти правильные слова, жесты, мотивацию, которые позволили бы продолжить реабилитацию.
Если человек плохо реагирует на внешние раздражители, проявляет апатию, ведет себя непривычно, то не стоит пренебрегать помощью профильных специалистов. Например, при депрессии забота и любовь близких могут не справиться, и потребуется назначение лекарственных препаратов. В этом нет ничего страшного или предосудительного: мозг сложный, и один специалист не может решить все.
Я бы рекомендовал родственникам общаться с лечащим врачом, задавать ему вопросы, посещать школы для родственников пациентов после инсульта, где учат уходу, объясняют сложные медицинские вещи, помогают справиться, принять ситуацию и идти дальше.
Такой сильной реабилитации, как сейчас, в России раньше не было. Команда специалистов по реабилитации действительно помогает пациентам и их родственникам пройти вместе по этому нелегкому пути, где нас ждут, я уверен, успехи.
СПРАВКА "МК"
К инсультам в повседневной практике относят инфаркты мозга (ишемический инсульт) и кровоизлияния в мозг (геморрагический инсульт). На долю ишемического инсульта приходится около 80% от всех инсультов. Однако по остроте развития, течению и исходу заболевания наиболее драматичным является геморрагический инсульт. Как правило, он развивается внезапно, в период активной деятельности человека и часто сопровождается резкой головной болью, тошнотой, рвотой, психомоторным возбуждением. Летальность при внутримозговых кровоизлияниях значительно выше, чем при ишемическом инсульте, и может достигать 60–70% в первые 5–7 суток заболевания. Последствия перенесенного геморрагического инсульта весьма тяжелы. Но столь же тяжелыми могут быть последствия обширных инфарктов головного мозга.