Как рассказал главный инфекционист Минздрава РФ Владимир Чуланов, инфекционные угрозы стали сегодня приоритетом для всего мирового здравоохранения. По данным ВОЗ, сегодня с инфекционными заболеваниями сталкивается более 2 миллиардов человек ежегодно – это больше четверти населения Земли. Инфекции остаются в числе ведущих причин общей смертности и первой причиной преждевременной смертности. При этом в 2019 году инфекции верхних дыхательных путей вырвались в мире на 4-е место среди причин смертности (ежегодно их регистрируется 39-40 миллионов случаев).
Ежегодно в мире выявляют 1-2 новые инфекционные болезни; за 30 лет обнаружено более 30 патогенов человека. Большая часть из них бактериальные, но вирусные, занимающие в структуре инфекций 26%, вызывают все большую обеспокоенность. И если в группе детского населения смертность от них имеет тенденцию к снижению, то среди взрослых обратная ситуация: наблюдается ее устойчивое нарастание.
На эволюцию инфекционных заболеваний большое влияние сегодня оказывает изменение климата, и в последние десятилетия появились значительные изменения в палитре инфекций. В частности, в российских регионах из-за глобального потепления стали появляться возбудители, о которых у нас никогда не подозревали, например, лихорадка Западного Нила.
К тому же значительно расширяется ареал обитания переносчиков инфекционных болезней (например, клещевые инфекции стремительно наступают на города). Миграция населения и развитие глобальной торговли добавляют масла в огонь. «Благодаря перелетам, инфекции легко перемещаются по континентам, и примером тому может послужить последняя пандемия, - говорит Владимир Чуланов. - К тому же надо учитывать, что в 1950-60 годы население земного шара составляло всего 3 миллиарда человек, а сегодня - 9 миллиардов. За короткий срок население планеты утроилось, стало больше контактов между людьми и резервуар для инфекций расширяется».
Изменчивость возбудителей инфекционных болезней также влияет на их способность к распространению - отдельные мутации способны привести к глобальной катастрофе. Ну и дополняет весь этот адский коктейль проблема резистентности к антибиотикам.
«За последние 30 лет в мире не было изобретено ни одного принципиально нового антибиотика, зато с 1985 года открыто 4 новых вида антибиотикорезистентности - мы исчерпываем возможности лечения болезней, - говорит профессор Чуланов. - Причина - в первую очередь в нерациональном приёме антибиотиков. Типичный пример мы наблюдаем сегодня - их стали массово применять для лечения вирусной пневмонии, тогда как в этом нет никакой необходимости. Это уже привело к тому, что спектр антибиотикорезистентности сегодня значительно расширился, что отмечают все специалисты».
Говоря о пандемии, Чуланов отметил, что она проходит в мире по-разному, но для большинства стран речь идет о третьей и четвертой волнах. Хуже всего ситуация сегодня в европейском регионе: в нем, в отличие от остальных точек мира, сегодня отмечается рост заболеваемости и смертности. По словам главного инфекциониста, это во многом связано с Россией, где ежедневно регистрируется больше 40 тысяч инфицированных, а третья волна переросла в четвертую, и в большинстве регионов рост, в том числе летальных исходов, продолжается.
"Дельта"-штамм, который у нас господствует, значимо отличается от базового штамма - он быстрее передается, ускользает от нейтрализующего действия антител и обладает большей патогенностью. Сегодня в РФ развернуто более 300 тысяч коек под COVID - это максимальное число за всю историю пандемии. В амбулаторной сети сейчас наблюдается более миллиона пациентов, а в стационарах проходит лечение более 250 тысяч человек.
Профессор Чуланов рассказал, что за время пандемии мы столкнулись с рядом проблем: отсутствием единой системы мобилизации медицинских сил и средств на случай масштабной эпидемии; износом зданий инфекционных больниц и устаревшим оборудованием, отсутствием сети гослабораторий для диагностики инфекционных заболеваний; отсутствием запаса лекарств и медицинских изделий; дефицитом медкадров.
И все же пандемия дала толчок к развитию многих направлений. Например, количество тест-систем, которое появилось для диагностики COVID, беспрецедентно. По словам главы ФМБА Вероники Скворцовой, в России готовятся к выходу антиковидные лекарства. В частности, вторую стадию клинических исследований проходит отечественный противовирусной препарат под кодовым названием «Мир-2», а еще один препарат для лечения цитокинового шторма уже зарегистрирован.
Глава ФНБУ «ЦСП» ФМБА России Герман Шипулин считает, что с точки зрения борьбы с пандемией сейчас то самое время, когда после кромешной тьмы наступит рассвет. Дело не только в вакцинах, которые показывают эффективность в разных странах, но и в появлении этиотропного лечения. В частности, две компании заявили о появлении прорывных препаратов: одна ведущая фармкомпания подала документы на регистрацию препарата, по предварительным данным, снижающего вероятность госпитализации или смерти вдвое, а другая начала третью стадию исследований препарата, который продемонстрировал 90% защиту от госпитализации или смерти. По словам Шипулина, в мире это уже назвали переломным моментом в пандемии и есть шанс, что в следующем году эти лекарства появятся и в России.
Вместе с тем Герман Шипулин подчеркнул, что 98% вируса, циркулирующего в Российской Федерации, содержит мутацию, которая распространяется в 50 раз быстрее исходного штамма. «Я 30 лет занимаюсь диагностикой, но такое вижу впервые», - подчеркнул эксперт.
COVID-19 - не последний вирус, который устроил атаку на человечество. И глава ВОЗ уже предупредил, что надо готовиться к новой эпидемии. Первой угрозой может стать уже знакомый нам вирус Зика, который стал стремительно распространяться из-за изменения климата. У уток выявили новый аденовирус, который может вызывать заболевание у млекопитающих. Так что скучать нам в ближайшие годы не придется. Радует лишь то, что к 2030 году в стране обещали научиться расшифровывать неизвестные вирусы, вызывающие вспышки, в течение 24 часов. «Вирусы эволюционируют быстрее, чем человек, и быстрее приспосабливаются к меняющимся условиям, - говорит Владимир Чуланов. - Сейчас существует масса факторов, способствующих их возникновению и распространению, и мы должны быту этому готовы, и один из важных аспектов - наличие молекулярных методов диагностики».