О массовой гибели птиц в Московском регионе первой сообщила ветеринарный врач-орнитолог Мария Маркина, которая ведет тематический видеоблог. По ее словам, до наших широт лихорадка Западного Нила массово дошла только в текущем году: ее разносят комары и другие кровососущие насекомые. Опасность есть для всех птиц: сороки, сойки, галки, грачи, вороны, а также хищные птицы наиболее восприимчивы к вирусу. Могут заразиться также куры.
Проблема актуальна не только в Москве — о массовой гибели птиц сообщают, например, из Рязанской области. По словам местного ветеринара, все газоны усыпаны мертвыми воронами, галками и грачами. Погибает порядка 90% зараженных птиц.
Как отметил в беседе с корреспондентом «МК» орнитолог Евгений Коблик, лихорадка Западного Нила не нова — в южных областях нашей страны она возникала уже неоднократно.
«Инфекция опаснее всего для перелетных птиц, именно они и могут ее разносить. Поскольку возбудитель — вирус, то передаваться он может не только через кровососущих насекомых. Например, несколько лет назад мой коллега переболел лихорадкой Западного Нила, потому что вскрывал труп зараженной птицы. Защитить птиц, увы, практически невозможно», — отметил Коблик.
В Роспотребнадзоре признают опасность лихорадки Западного Нила, однако упор делают на другое: необходимость защищаться от комаров, которые разносят болезнь. По данным, опубликованным на сайте Роспотребнадзора, инкубационный период у людей, зараженных лихорадкой Западного Нила, составляет от 2 до 14 дней. В большинстве случаев болезнь протекает без симптомов, однако иногда бывает лихорадка, головная боль, рвота и диарея, сыпь.
«Приблизительно у 1 из 150 инфицированных людей развивается тяжелая форма заболевания, основным симптомом которой является тяжелейшее поражение нервной системы — энцефалит, менингит. Тяжелая форма инфицирования вирусом Западного Нила сопровождается высокой температурой, головной болью, ригидностью затылочных мышц, ступором, дезориентацией, комой, тремором, судорогами, мышечной слабостью, потерей зрения, онемением и параличом», — сказано на сайте Роспотребнадзора.
Единственный возможный способ защиты птиц — такой же, как для людей: использование репеллентов, отпугивающих кровососущих насекомых. Это может выручить домашних птиц. Но вот у диких птиц — тех же голубей или ворон — перспективы неутешительные: обрабатывать их перья репеллентами некому, так что зараженные птицы, скорее всего, погибнут.
Болезнь угрожает и таким экзотическим созданиям, как охотничьи соколы.
«У меня четыре птицы, и сейчас все болеют, — рассказал «МК» охотник, пожелавший остаться анонимным. — Пока еще анализов нет, ждем их. Но по симптомам очень похоже, что это ЛЗН. Мой лечащий ветеринар-орнитолог не верит, пока не увидит по большей выборке погибших птиц результаты лабораторных анализов. В среде «сокольников» (у нас погибло почти все поголовье) мы склоняемся к ЛЗН. В августе, конечно, всегда происходит падеж диких птиц: 60% молодняка отходит, это естественный отбор. Утки гибнут из-за цветения водорослей (в зоопарке есть подробное исследование). И все же. Почему мы решили, что это именно ЛЗН? У меня выжила одна птица, но ее состояние после было очень схожим с ястребом Харриса, который лет 10 назад заразился в Москве».
Как рассказал «МК» охотник, в Саратовской области регистрация случаев лихорадки Западного Нила отмечается с 2012 года, что связано с изменением климатических условий и возможностью формирования очагов данного инфекционного заболевания на этой территории. В 2012 году было зарегистрировано 11 случаев ЛЗН среди взрослого населения. В прошлом году — 31, в том числе 2 среди детей. Наш источник рассказал, что когда в 2012 году под Саратовом начали умирать люди, местные власти вытравили всех комаров — и до сих пор в регионе их нет.