Всемирная организация по охране здоровья животных после проведения исследований составила список видов, восприимчивых и невосприимчивых к SARS-CoV-2. Хорошая новость в том, что к нему абсолютно не восприимчивы птицы, рыбы и свиньи. Неплохая — что собаки могут им заражаться, но не передают его друг другу (то есть заражаются они только от людей).
Более всего к «короне» восприимчивы кошки, в том числе дикие. Советник руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Никита Лебедев рассказывает, что в одном из индийских зоопарков от SARS-CoV-2 умерли два льва. «Самыми восприимчивыми к коронавирусу оказались хорьки и норки, - говорит Лебедев. - В Дании пришлось уничтожить 17 миллионов норок, а в Голландии - 5 миллионов. В Испании и США коронавирус нашли у диких норок: как попал вирус в дикую природу, не установлено, но факт остается фактом.
Две недели назад американцы опубликовали статью с результатами исследования белохвостого оленя в штате Мичиган: 60% животных оказались с антителами, вирус циркулировал в популяции. Как он туда попал, не известно, но для нас это тревожный звоночек: вирус продолжает искать новые виды, и при достижении популяционного иммунитета у людей он найдет возможность сохранить свой вид среди животных. Он продолжит меняться и усиливать свои свойства, чтобы потом вернуться к нам в более боевой форме».
ВОЗ уже подтвердила, что коронавирусом человек может заразить собак, кошек, а также сельскохозяйственных животных. Ранее коронавирусная инфекция была обнаружена у питомцев в Италии и Мексике. Собаки и кошки несколько раз заражались в Аргентине. Так что вопрос, могут ли домашние и сельскохозяйственные животные стать резервуаром для дальнейшей эволюции SARS-CoV-2 и впоследствии источником вторичного заражения людей сегодня, как никогда, актуален. На данный момент новый коронавирус выявлен у животных в более чем 30 странах с развитой системой здравоохранения и обеспечения здоровья животных. Кстати, у собак COVID-19 протекает наиболее тяжело.
«Пока роль животных в распространении эпидемии минимальна, основным ее драйвером остается больной человек. Но отдельные виды животных болеют, и возможна внутри- и межвидовая передача заболевания, - утверждает Лебедев. - Например, в Дании были вспышки инфекции у кошек и собак после уничтожения норок на фермах. У собак и кошек нашли антитела. Возможно, коронавирус перешел к ним от норок или от человека, а, может, перескочил через другие виды.
В такой ситуации мы не можем исключить реверс вируса: если он уйдет от людей и найдет более удобный вид для распространения, есть вероятность, что он вернется к человеку. Недостаточный надзор может привести к укоренению вируса, поэтому надо держать руку на пульсе и проводить профилактику у животных. В России ветеринарная вакцина от коронавируса уже зарегистрирована».
Кстати, в России было официально зарегистрировано два случая инфицирования коронавирусом кошек - в Москве и Тюмени, однако, учитывая особенности нашей системы надзора, эксперты предполагают, что в реальности количество таких животных в десятки и сотни раз выше.
Несмотря на то, что среди животных «корона» пока почти не распространяется, директор Отделения продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН для связи с Российской Федерацией Олег Кобяков считает, что ситуацию нужно тщательно отслеживать: «Очень актуален вопрос, может ли коронавирус передаваться через животную продукцию. К счастью, большинство сельхозживотных либо вообще не восприимчивы к SARS-CoV-2, либо по ним нет данных. Наиболее безопасны для человека свиньи, рыба и птицы — после многочисленных попыток ученым заразить их не удалось. Что касается вакцинации животных, то она в сельском хозяйстве допустима для определенной изолированной популяции, например, в пределах фермы, только при наличии подтвержденного риска».
При этом, если говорить о кошках и собаках, то сегодня человек является основным источником опасности для питомца. Поэтому специалисты рекомендуют либо ограничить контакты домашних животных, либо их вакцинировать. Главное - не человеческой вакциной, иначе, как подчеркивает Олег Кобяков, возможны непредсказуемые последствия.
Однако, как говорится, не коронавирусом единым. Частота возникновения и воздействия на нас новых инфекций нарастает с каждым годом в связи с ростом населения. В конце Второй мировой войны на земном шаре проживало 3 миллиарда человек, сейчас - почти 8 миллиардов. «Земли, ранее занятые лесами и животными, сокращаются и урбанизируются. Идет постоянная конкуренция с дикой природой за ресурсы, усиливаются контакты с животными и естественными резервуарами новых болезней, - рассказывает руководитель отдела НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Александр Бутенко.
Поэтому новые вирусы из дикой природы еще покажут нам кузькину мать. Наибольшую опасность с этой точки зрения, по словам Бутенко, представляют сегодня лихорадка Эбола, геморрагический кардиолегочный синдром, геморрагическая лихорадка с новым тромбоцитарным синдромом и геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. Так, природные резервуары геморрагической лихорадки с почечным синдромом (мышиной лихорадки) выявлены в Башкирии, Рязанской, Воронежской, Ульяновской областях.
«Вирус локализуется в легких и почках, вызывая их тяжелые поражения, а выделяется он с экскрементами животных (грызунов). Заражение человека происходит с аэрозолями фекалий грызунов, то есть, достаточно подышать там, где крысы оставили следы жизнедеятельности. В эндемичных регионах у людей с лихорадками обнаруживали антитела класса М к мышиной лихорадки — они были в активной стадии заболевания», - рассказывает Бутенко.