Среди основных причин, из-за которых граждане отказывались от получения медицинской помощи, Росстат называет: неудовлетворительную работу медучреждений – 34,8%, сомнения в эффективности лечения – 24,6%, отсутствие свободного времени на посещение врачей – 16,1%, убежденность в том, что необходимое лечение возможно только на платной основе – 15,6%.
«В период пандемии многие учреждения здравоохранения перепрофилировались на борьбу с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, что существенно усилило давление на отечественную систему здравоохранения. Несмотря на рост тревожности граждан заразиться в поликлиниках, звучавшие призывы не посещать медицинские организации без крайней необходимости, очереди на прием к врачу и проведение исследований существенно увеличились. Как следствие, возросло недовольство пациентов работой медорганизаций и качеством оказываемых медицинских услуг, – говорит научный сотрудник отдела прогнозирования и инноваций диабета ФГБУ «НМИЦ эндокринологии», кандидат медицинских наук, Игорь Склянник. – Как видно из исследования Росстата, такие явления часто приводят к росту числа пациентов, практикующих самолечение».
Несомненно, пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в увеличение сроков ожидания медицинской помощи – на это было отдельное постановление Правительства РФ. В соответствии с ним, в 2020 году ограничения в оказании медицинской помощи распространялись только на плановую медицинскую помощь (за исключением онкологических заболеваний, болезней системы кровообращения и сахарного диабета). Но на деле оказалось иначе: отказы в оказании медицинской помощи встречались даже при экстренных и неотложных заболеваниях.
О серьезных проблемах в доступности и качестве медицинской помощи свидетельствуют данные страховых медицинских организаций, которые в системе ОМС отвечают за защиту прав пациентов, их информирование, контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. В структуре обращений граждан больше всего вопросов поступало по поводу: необоснованного увеличения сроков ожидания плановой медицинской помощи (прежде всего эта проблема касалась пациентов с онкологическими заболеваниями); отказа в оказании медицинской помощи, несмотря на наличие клинических показаний; нарушения сроков постановки на диспансерное наблюдение и его периодичности; необоснованного непроведения нужных пациенту диагностических мероприятий; назначение лекарств с нарушением инструкций по их применению.
По данным опросов ВЦИОМ, с 2006 года доля россиян, которые обращаются за медпомощью по ОМС медленно снижается, зато более чем в 2 раза выросла популярность платных медицинских услуг. Среди мер, которые могли бы улучшить качество медицинской помощи, по мнению россиян, могли бы быть – формирование заработной платы врача, исходя из качества его работы (38%), усиление контроля за профессиональным уровнем врачей (35%) и введение персональной ответственности руководителей медучреждений и врача за качество лечения (31%). При этом качество медучреждений должно оцениваться со стороны независимых от Минздрава структур – так считают 83% россиян.
«Медицинские организации должны систематически устранять нарушения в оказании медицинской помощи, выявленные экспертами страховых компаний. Это одновременно будет способствовать не только увеличению доступности и качества медицинской помощи, но и росту доверия граждан к бесплатной медицинской помощи по ОМС. С ростом доверия пациенты раньше будут обращаться за медицинской помощью – еще в период предболезни или дебюта хронического заболевания, увеличивая свои шансы на выздоровление и улучшение, – отмечает кандидат медицинских наук, эксперт Всероссийского союза страховщиков Сергей Шкитин. – При возникновении вопросов в получении медпомощи по ОМС или сомнений в качестве ее оказания необходимо обращаться в страховую компанию, которая выдала полис ОМС, – или устно, по номеру телефона, или письменно, оставив обращение на сайте компании. Все запросы обрабатываются и ни один не остается без ответа – страховые представители помогают пациентам и своевременно попасть к узкому специалисту, и разобраться с назначенным лечением, и найти выход в спорных ситуациях с врачом или медучреждением».
Хорошая новость в том, что, по статистике Всероссийского союза страховщиков, 98% обращений граждан к страховщикам были оперативно решены в интересах пациентов.