— Почему пациенты с болезнями сердца и сосудов оказались в группе риска по тяжелому течению новой коронавирусной инфекции?
— Я думаю, что пока нельзя однозначно говорить о том, что заболевания сердца и сосудов ухудшают течение СOVID-19. Пока еще нет оснований, нет убедительных научных данных, чтобы говорить, что у человека с сердечно-сосудистыми заболеваниями инфекция будет протекать хуже, чем у человека без таковых. В мире еще не накоплено достаточно материала для таких утверждений. Другое дело — можно говорить, что уже на протяжении года вырисовывается, что больше потерь бывает среди тех людей, у которых помимо СOVID-19 имелись серьезные заболевания, не только сердечно-сосудистые, но и онкологические, и сахарный диабет, и респираторные, и другие. Да, СOVID-19 у людей с тяжелыми сопутствующими патологиями протекает драматичнее, и исход хуже, чем у тех, кто практически здоров. Это и жизнь показала, и мы наблюдаем — к сожалению, мы теряем и наших пациентов. Были исследования, показавшие, что люди с артериальной гипертонией чаще попадают в больницы с тяжелыми формами СOVID-19, однако надо учитывать и то, что таких больных очень много, артериальная гипертония есть чуть ли не у каждого третьего. И это не значит, что именно она причина нарушений в свертывающей системе крови или тромбообразования в легких, в сердце или в головном мозге. С такими осложнениями новой коронавирусной инфекции медики имеют дело чаще всего.
— С какими сердечными проблемами у населения сталкиваются сегодня врачи? Изменилось ли что-то за последние 10 или 20 лет?
— Интересный вопрос. Конечно, на протяжении длительного времени в структуре заболеваемости происходят изменения. Что-то уменьшается, что-то прибавляется. Например, к счастью, уменьшилось количество больных с ревматическими пороками сердца. Раньше, когда я начинал врачебную деятельность в Бакулевском институте, больше половины пациентов были с такими пороками. Сегодня их меньше, ушли ревматические пороки сердца, особенно те, которые нуждаются в хирургическом лечении. Зато значительно прибавилось количество пациентов с пороками клапанов сердца — но не ревматических, а атеросклеротических. Почему? Атеросклероз — все-таки заболевание возрастное. Чем старше человек, чем вероятнее у него разовьется атеросклероз. К счастью, продолжительность жизни людей существенно выросла — и в мире, и у нас в стране. Но, соответственно, количество заболеваний, связанных с атеросклерозом, увеличилось. Поэтому 40–50 лет назад было мало таких больных, а сейчас — каждый второй с поражением аортального клапана имеет поражение атеросклеротического генеза. И мы активно развиваем высокотехнологичные операции, в том числе эндоваскулярные замены аортального клапана катетерными способами. Сейчас количество таких больных растет в геометрической прогрессии, и их будет больше — с учетом постоянного роста продолжительности жизни.
Что касается других заболеваний, то все-таки недостаточное внимание у нас уделяют таким патологиям, как миокардиты. Очень много таких воспалений сердечной мышцы проходит мимо врачей. Миокардиты развиваются после ряда инфекционных заболеваний, в том числе после коронавируса. СOVID-19 — системное заболевание, которое отражается на всех органах, в том числе на сердце. Я больше чем уверен, что если человек переносит СOVID-19, он в той или иной мере переносит миокардит. Но некоторые перенесли его и забыли, возможно, у них все закончится бесследно. Однако у других будут проблемы со здоровьем. Эта проблема существует и при других вирусных поражениях организма. Надо более тщательно искать миокардит, и чем больше мы будем искать у тех, кто жалуется на сердце, тем чаще будем находить его. Когда я был главным кардиологом Москвы, у меня была идея открыть специализированное отделение для больных с миокардитами, но я не успел. И эта проблема так и не решена.
К сожалению, мы еще будем свидетелями проявления аллергических заболеваний, и в том числе сердца. Сейчас все больше таких больных, что связано и с экологией, и с образом жизни, и с образом питания. Все это в совокупности вызывает аллергические заболевания, которые мы можем поначалу не замечать. Мы сейчас только начинаем с этим сталкиваться. Аллергические реакции организма очень разнообразны, сегодня эти вопросы не изучены, а методы диагностики и терапии недостаточно широко внедрены в клиническую практику кардиологов. Кроме того, в последние годы мы чаще сталкиваемся с кардиомиопатиями, чему тоже нужно уделять больше внимания.
И все же в целом сегодня лидирующие места среди всех сердечно-сосудистых болезней занимают ишемическая болезнь сердца, стенокардия и острый инфаркт миокарда.
— Какие обследования нужно делать людям после 55 лет и как часто? Какие маркеры крови нужно сдавать, какие показатели контролировать, чтобы вовремя выявить сердечно-сосудистые проблемы?
— Разные люди по-разному относятся к своему возрасту. Некоторые считают, что они здоровы, молоды и ничего обследовать не нужно; другие, напротив, пытаются найти у себя массу заболеваний. Я считаю, что после 40 лет человек раз в год должен выполнить ЭКГ и ЭхоКГ сердца; ему необходимо контролировать артериальное давление. Я имею в виду здоровых людей. Другое дело, если что-то беспокоит, особенно сердце — в этом случае требуется расширенное обследование, которое должен назначить врач. Кроме того, раз в год нужно обязательно сдать общий и биохимический анализ крови — это довольно чувствительные тесты, позволяющие получить общую информацию о состоянии здоровья. И если будут выявлены какие-то отклонения от нормы, нужно более прицельно смотреть другие показатели крови. За холестерином, конечно, тоже надо следить: если общие значения не соответствуют норме, нужно исследовать и другие показатели липидного обмена. Однако если общий холестерин в норме, можно на этом остановиться. Конечно, надо уделять внимание здоровью, но не надо на нем зацикливаться, если ничего не беспокоит — перечисленных мною исследований хватит.
— Мне 40 лет, бывший спортсмен, давление постоянно держится 140/90, надо ли предпринимать какие-то меры?
— К сожалению, из вопроса не вполне ясно, есть ли у человека еще какие-то жалобы на состояние. 140 на 90 — верхняя граница нормы артериального давления, и если человек не ощущает дискомфорта (а при повышенном АД бывают жалобы на боли в затылке, ощущение напряжения, головокружения и пошатывания), то вряд ли стоит беспокоиться. Если жалобы есть, можно принимать препараты, но только по рекомендации врача. Если жалоб нет, я бы не принимал ничего. Любое лекарство — это все-таки нагрузка на организм, особенно если это химический препарат. Если же цифры давления выходят за нормативные, надо обращаться к врачу и выяснить причину повышения. К сожалению, контроль за состоянием здоровья наших спортсменов — не самый идеальный. Иногда в спортивные секции принимают людей без объективных оценок состояния здоровья, в том числе без оценки состояния сердечно-сосудистой системы. Мы были свидетелями историй, когда на футбольном поле умирает молодой человек, а оказывается, у него был порок сердца. И «бывший спортсмен» совсем не значит «здоровый человек». К сожалению, у некоторых спортсменов встречается выраженная гипертрофия сердечной мышцы. Поэтому все-таки в этой ситуации я бы посоветовал побывать у кардиолога и промониторировать АД, например, провести суточное мониторирование, это очень информативно. Может оказаться, давление 140/90 бывает, но в основном оно нормальное. Но может получиться и наоборот — в течение дня оно подскакивает выше. Так что к врачу надо сходить и, учитывая, что человек бывший спортсмен, выяснить, в каком состоянии сердце.
— Стоит ли принимать сезонно препараты, разжижающие кровь? Помогает ли это для профилактики закупорки сосудов?
— Это очень серьезный вопрос. Сразу же скажу — я категорически против сезонных приемов антикоагулянтов. Как и против схемы «сегодня принял, а завтра забыл». Если я назначаю пациенту этот класс препаратов, я его предупреждаю, что принимать их нужно ежедневно в одно и то же время. Антикоагулянты — очень серьезные препараты, которые дают много хорошего, но в то же время могут навредить, если, например, нерегулярно их принимать или принимать только по сезонам. Отменять их, уменьшать или увеличивать их дозу можно только после визита к врачу и после сдачи анализов крови, которые могут внести ясность, как быть. Пренебрежительно относиться к этому вопросу нельзя. Если не можете регулярно принимать эти лекарства — вообще не принимайте. Есть еще препараты-дезагреганты такого же направления, которые действуют мягче. Я считаю, что после 40–50 лет практически каждый человек, особенно если есть склонность или наследственная предрасположенность к ишемической болезни сердца с тромботическими осложнениями, может принимать их постоянно. Они мягко действуют, не вызывают резких изменений в свертывающей системе и немного разжижают кровь.
— Не сильно ли снизит пульс и давление валокордин?
— Валокордин не является сильно действующим препаратом. Он не должен влиять на частоту пульса и давление резко. Кстати, я к нему отношусь хорошо, в отличие от врачей, считающих его «пустышкой», — его можно спокойно принимать здоровым людям. Есть ряд прекрасных препаратов, без которых кардиологам сложно жить, но их почему-то запретили. К примеру, хинидин — он в 95% снимает фибрилляцию предсердий. У нас его отчего-то больше не применяют, может быть, потому что он дешевый, хотя в других странах он есть в аптеках.
— Подскажите, пожалуйста, как себе помочь при постоянной фибрилляции предсердий?
— Фибрилляция предсердий может быть обусловлена разными причинами. Поэтому первое, что необходимо — выяснить, от чего возникала фибрилляция. И в зависимости от причины выбирать оптимальный вариант лечения. Нельзя подбирать лекарства наугад, это неграмотно, и если врач вам назовет какие-то препараты в режиме онлайн, не советую ему доверять. Тем более что спектр лекарств очень большой.
— У меня периодически немеют конечности, что нужно проверять? К кому идти? В чем может быть причина? Врач в поликлинике сказал, что это нормально и не надо обращать на это внимания, но меня это смущает.
— Я думаю, что врач не совсем прав, говоря, что это нормально. Это ненормально, учитывая, что человека это беспокоит. Причин онемения конечностей много, но самые главные — либо нарушено кровоснабжение, либо нарушена трофика. Поэтому надо действовать в двух направлениях. Начинать надо с визита к кардиологу-ангиологу, который должен выяснить, в каком состоянии эти участки, а потом пациента обязательно должны посмотреть неврологи. Довольно часто заболевания позвоночника и периферической нервной системы вызывают такие жалобы.
— Какие продукты могут развивать сердечные проблемы? Есть ли что-то, что нужно исключить каждому человеку после 60 лет, ну или рекомендуется избегать?
— В течение года можно перечислять все, что можно и нельзя есть. Однако есть такое понятие «рациональное питание», принципы которого хорошо известны, и их можно сформулировать довольно коротко. Прежде всего, в его основу входит отсутствие переедания. Даже если вы питаетесь правильной, хорошей, не вредной, не жирной пищей, но переедаете — это идет во вред организму. Поэтому важно контролировать количество съеденной пищи. Второе — нужно соблюдать временной режим. Есть немало людей, которые наедаются перед сном. Это само по себе может вредить здоровью. Но если все же говорить конкретно о тех или иных продуктах, то самое вредное, что есть, — это продукты, содержащие трансжиры, сладкая пища, быстрые углеводы. И особенно в зрелом возрасте не надо увлекаться жирной пищей, углеводами и сладостями. Чрезмерное употребление алкоголя тоже нежелательно. Хотя я всегда говорил, что маленькие дозы алкоголя — это профилактика атеросклероза. Но речь идет о 50 граммах вечером каждый день.
Все перечисленное, конечно, касается здоровых людей. Другое дело — если человек имеет хронические заболевания, чрезмерный вес. В таком случае обязательно будут диетические ограничения, а для здоровых людей никаких категорических запретов нет. Рациональная пища в нормальных дозах не может быть опасной для здорового человека.
— Бытует мнение, что в Европе, в частности в Германии, кардиологи лучше, чем в России. Мы видим известных личностей, которые уезжают на лечение за границу. Насколько это оправданно?
— Ну что ж — я готов вызвать на соревнования немецкого врача. Я шучу, конечно. Хорошие врачи есть и у нас, и в Германии; внимательные медики есть и там, и там. Все зависит от количества этих хороших врачей на единицу населения. Может быть, в Германии хороших врачей больше. Потому что у нас огромная страна, и удовлетворить ее население хорошими врачами сложнее. Но я бы не сказал, что у нас плохие или неграмотные врачи. Конечно, есть и те, которым я бы не очень доверился. Но такое есть везде. Я сталкивался с пациентами, которые умирали после операций в Германии. И во многих случаях я уверен в том, что у нас такого бы не произошло, в нашем центре, потому что в отношении этих пациентов допустили довольно грубые ошибки. Хороших врачей у нас много. Вопрос еще и в том, что врач должен обладать необходимыми вещами: оборудованием, современными лабораториями, возможностью использовать современные методики, препараты. Далеко не все больницы у нас оснащены как надо, и далеко не все получают лекарства и расходный материал в количествах, как бы этого хотелось. И тут есть, безусловно, разница между Германией и нами. В целом я бы огульно не охаивал наших врачей и не восхвалял немецких, у нас немало достойных профессионалов. Мы делаем много сложных операций. Но 90% этих больных не придут и не постучатся сказать «спасибо, доктор». Люди, которые ругают наших врачей, должны понимать, что врачам тоже нужно уважение и любовь, потому что они спасают жизни и возвращают здоровье. К сожалению, мы очень часто сталкиваемся с неблагодарностью. Это очень грустно и говорит об отношении к медицине.
— Какую профилактику вы можете посоветовать пенсионерам, чтобы минимизировать риск сердечных заболеваний?
— Вряд ли я скажу что-то новое. Пенсионер — такой же человек, как не пенсионер. Первое, что он должен делать, как и человек в любом возрасте, — держать вес. Второе — это то, чего пожилому дается трудно, но это необходимо: гимнастика. Это очень важно — каждый день продолжать делать физические упражнения. Конечно, я очень большой противник, и как врач, и как человек, курения. И я всем советую с этим злом покончить и ни в коем случае не начинать.
А если возникают непонятные жалобы, если что-то беспокоит, если что-то не так, как раньше, надо не откладывая обратиться к врачу. На ранних этапах любое заболевание лечится лучше, и легче предупредить осложнения. Ну и не забывайте о дезагрегантах, о которых я говорил выше. А также о небольших дозах алкоголя для профилактики атеросклероза. Следите за своим состоянием и вовремя обращайтесь к доктору с жалобами, которые в пожилом возрасте могут нарастать быстро.