«Рынок столкнулся с беспрецедентной ситуацией: сбой в системе маркировки поставил фармацевтическую отрасль в крайне затруднительное положение. На данный момент наш завод в Москве не может ввести в обращение более 700 тысяч упаковок лекарственных препаратов, в том числе входящих в список ЖНЛВП. Кроме того, один миллион произведенных в России упаковок остается заблокированным на складе нашего логистического партнера, а более 500 тысяч — заблокированы у наших дистрибьюторов, — рассказал «МК» директор одного фармзавода Кристоф Влодарчик. — Беспокоит то, как будет развиваться данная ситуация. Мы очень надеемся на оперативное и окончательное урегулирование проблем с системой мониторинга движения лекарственных препаратов».
Проблему признали даже на самом верху. «В последнее время некоторые регионы столкнулись с тем, что перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов есть, а отдельных лекарств из него в аптеках нет. Такая ситуация недопустима», — заявил Михаил Мишустин.
Эксперты отрасли ждали, что со дня на день систему маркировки полностью заблокируют. В Госдуме обсуждали планы по ее приостановке на полгода, а то и год. Однако по факту она осталась, но ее процесс должно сильно упростить новое постановление правительства. «Учитывая повышенный спрос на лекарства и эпидемиологическую ситуацию, упрощенный режим будет функционировать до полной готовности всех участников отрасли», — говорится в сообщении пресс-службы правительства.
Так, теперь аптеки и медицинские учреждения не должны дожидаться подтверждения от системы о регистрации поступивших к ним препаратов (на это сейчас уходит по нескольку дней) — они могут сразу выводить лекарства из оборота через кассы, как только поступает уведомление системы о поступлении лекарств.
Кроме того, до 1 июля 2021 года будет действовать упрощенный механизм «обратной приемки лекарств» при их ввозе в Россию и обороте внутри страны. То есть не нужно будет дожидаться от поставщиков подтверждения приемки препаратов. При ввозе лекарств в РФ иностранные фармкомпании больше могут не ждать подтверждения ввоза (сведения будут автоматически подтверждаться самой системой путем проверки кода товара и данных участника). Предполагается, что это ускорит выполнение всех необходимых операций с препаратами.
До 1 февраля 2021 года производители обязаны наносить коды на препараты, аптеки — сканировать их на кассе, но все операции по движению товара (внутри страны и при импорте) облегчаются. Как отмечается в постановлении, «обязанность по подаче сведений в систему для участников сохраняется в полном объеме, но участник имеет право производить дальнейшие операции с товаром, если не получил из системы успешного ответа об обработке данных в течение 15 минут».
«Это постановление лишь якобы упрощает маркировку. Получилось, да не получилось. Фактически это очередной вызов отрасли и открытие нового этапа проблем для фармацевтического рынка. Проблем, куда более существенных, так как на очереди остановка крупных фармацевтических складов. Которые не в состоянии работать без так называемого обратного акцепта, который прописывается в постановлении, даже теоретически. Кто не в курсе, лишь на сутки подвисший национальный фармацевтический склад, даже один из них, — это шаг к полной остановке оборота лекарств в стране. Поэтому проблемы будут только усугубляться», — сказал «МК» один эксперт отрасли, пожелавший остаться инкогнито.
Глава Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев считает, что поскольку аптеки смогут отпускать препараты, не дожидаясь отклика от системы, это частично решит проблему движения лекарств от производителя до пациента: «Но где гарантия, получит ли он качественное лекарство? Изначально цель маркировки лекарств — борьба с контрафактной и недоброкачественной продукцией. Кроме того, не отменена плата за код маркировки, а это значит, что производители при неработающей системе будут платить за каждый код 50 копеек оператору и 10 — НДС. Получается, что хотим мы этого или нет, но в стране ввели новый налог на лекарства. Система не функционирует, а платить придется. На сегодняшний день создается иллюзия, что все работает. Нужно не «косметические» корректировки регламентирующих документов и точечные изменения вносить, а принимать серьезные решения. Систему необходимо останавливать и доводить до ума».