МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Врачи рассказали, останется ли коронавирус в организме навсегда

С каждой новой волной протекание болезни может быть мягче

Сообщения о повторных случаях заболевания COVID-19 в последнее время стали появляться все чаще. Сначала ученые предполагали, что дело связано с реактивацией вируса, однако теперь не исключают возможности многократных заражений.

Фото: Геннадий Черкасов

Журналист Сергей П., который не захотел озвучивать своего реального имени, на днях с удивлением получил положительный мазок на новый коронавирус. «Здравствуй, COVID-19, давно не виделись — я только в мае им переболел, с подтвержденными анализами и карантином, — рассказывает Сергей. — В середине августа у меня была деловая поездка, во время которой мы с коллегами проходили регулярное ПЦР-тестирование. И вот на третий день у нескольких человек, включая меня, результат оказался положительным. Симптомов не было ни у кого, но через пару дней у половины инфицированных поднялась температура, начался кашель. И у меня в том числе. Сделали КТ — опять вирусная пневмония, первой степени. Я думал, что свое отболел, но нет. Получается, никакого иммунитета нет, и я заразился повторно, ведь я постоянно находился среди инфицированных».

Киевский врач Маргарита Марчук еще в конце июня рассказывала, что местные инфекционисты заметили, как антитела IgG (те, которые говорят об иммунитете у переболевших) исчезают у пациентов через три месяца: «И вот вернувшись, с положительными тестами, они демонстрируют температуру 41 и отсутствие реакции на антибиотики, а в итоге — сепсис».

Впрочем, российские специалисты не склонны драматизировать ситуацию. Многие вирусологи отмечают, что возможно заразиться SarsCov2 и второй раз, и третий — но с каждым разом инфекция будет протекать все легче, потому что клеточный иммунитет будет вовремя ее опознавать и быстро формировать новые антитела для защиты от нее.

Доцент кафедры инфекционных болезней у детей ПФ РНИМУ им. Н.И.Пирогова Иван Коновалов отмечает, что помимо заявлений конкретного лица относительно своей болезни подобные диагнозы должны быть подтверждены или опровергнуты специалистами, а не только клиническими признаками: «Нередко симптомы, характерные для коронавирусной инфекции нового типа, могут вызываться другими группами респираторных вирусов. Что касается возможности повторного заражения, до сих пор в научной мировой литературе подобных случаев подробно и достоверно описано не было. Потенциальная возможность существует, но для фиксации этого требуется тщательное и строгое обследование. Именно лабораторное подтверждение должно быть основанием для диагноза».

— Возможно ли, что коронавирус остается в организме навсегда, как вирус Эпштейна-Барр или другой герпес?

— Если мы говорим про течение медленных инфекций, то герпетическая инфекция такими свойствами отличается. Но если мы говорим о персистенции коронавируса, то достоверных данных о его сохранении в организме нет, и частично подобные ситуации могут быть связаны с неидеальной диагностикой. Потому что анализ ПЦР определяет лишь наличие генетического материала, а не жизнеспособных вирусов. Чтобы определить жизнеспособность вируса, его надо культивировать в пробирке на клеточных культурах, этот метод технически сложен, продолжителен во времени и менее доступен. Точных и достоверных результатов исследований о длительности иммунитета к новой коронавирусной инфекции пока нет, нужно длительно накапливать материал. Наличие антител не является 100%-ным защитным признаком. В ряде инфекционных процессов, например при ветряной оспе, вирус у двух третей зараженных всю их жизнь находится в спинном мозге, не давая о себе знать. Но после тяжелого иммунологического стресса возможна реактивация в виде опоясывающего лишая. Опыт энтеровирусных инфекций, например Коксаки, говорит о том, что вирус может проявляться двумя волнами у одного человека — сначала острый лихорадочный синдром, потом человек выздоравливает, а через одну неделю начинается серозный менингит.

Пока весь цикл процесса COVID-19 до конца не определен. Болезнь — это всегда результат взаимодействия вируса с индивидуальными особенностями каждого человека. До сих пор не установлено, почему у некоторых бессимптомных инфицированных вирус выделяется в гораздо больших количествах, чем у тех, кто болеет среднетяжелыми формами. Неоднородность особенностей иммунитета в популяции заставляет учитывать разнообразие возможных форм, а не только разнообразие генома вируса.

— Есть версии, что повторные заражения вызваны новым штаммом вируса. Как вы их оцениваете?

— Мутации накапливаются постоянно у любого вируса, который размножается и присутствует в популяции (грипп, аденовирус, корь, гепатит В и пр.). Мутации бывают выраженными, бывают слабыми. Но одно дело — вариабельность генетического аппарата вируса. Другое — способность вируса заражать новых и новых людей. Если смотреть на опыт развития коронавирусной вспышки SARS 2002 года, то там через определенный промежуток времени вирулентность вируса упала, и распространение прекратилось само по себе. Что будет с этим коронавирусом, непонятно. Пока в мире слишком большое количество источников распространения этой инфекции. Так или иначе, популяционный иммунитет будет сдерживать ее распространение, а приобретен он будет или по итогу болезни, или после прививки.

Известный инфекционист, доктор медицинских наук, профессор Николай Малышев тем временем не видит в факте повторного заражения ничего сенсационного:

— Об этом уже писали и корейские коллеги, и китайские: да, есть повторные пациенты. В мире известно 1400 инфекционных заболеваний, и у каждого свои особенности протекания. При сыпном тифе вообще может несколько десятков лет пройти — и человек может снова заболеть.

— Всегда ли при повторном заражении заболевание протекает легче?

— Вовсе не обязательно. Хрестоматийный пример — лихорадка Денге. Первый раз болезнь протекает легко, второй — тяжелее, а третий, как правило, заканчивается летальным исходом.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах