Большая часть новых случаев COVID-19 – следствие заражения людей так называемыми суперраспространителями, считают гонконгские эпидемиологи. В исследовании, которое они провели, за 80% новых случаев заражения отвечали всего 20% инфицированных SARS-CoV-2. Более половины случаев заражения в самом Гонконге были связаны всего с шестью эпизодами суперраспространения инфекции. Инфицирование происходило на массовых мероприятиях и в общественных местах: в храме, на свадьбе, в пабах. 20% случаев болезни были источником 80% заражений. Остальные 20% заражений были связаны еще с 10% инфицированных.
В ходе этой пандемии уже было описано несколько таких историй. Например, массовое заражение произошло в Вашингтоне среди поклонников хорового пения, которые, казалось бы, позаботились о своей безопасности: во время сеанса они держали социальную дистанцию, не здоровались за руку и прочая. Помещение церкви было размером примерно с волейбольную площадку. Среди хористов был всего один бессимптомный носитель – и во время двухчасовой службы он заразил большинство присутствующих (45 человек из 60).
Еще один случай массового заражения расследовало американское CDC (аналог нашего Роспотребнадзора). Один носитель вируса, работающий на 11 этаже офисного здания в коллективе из 216 человек, заразил практически каждого второго из них (94 человека). Большинство из них работали на одной стороне офиса.
Кроме того, были описаны такие массовые заражения в ресторанах, на спортивных состязаниях... Эпидемиологи проводили тщательный разбор полетов, учитывая направление воздуха от кондиционера, скорость ветра. Но теперь выясняется, что причина, скорее всего, в способности некоторых переносчиков к суперраспространению вируса.
Итак, о суперраспространителях (от английского super-spreader) вирусологам известно уже давно и они занимают внимание ученых уже многие годы. Речь идет об инфицированных организмах, у которых есть "дар" повышенной заразности. Они есть и среди животных, и среди людей, которые способны передавать вирус с большей вероятностью по сравнению с типичным инфицированным. Нередко суперраспространение соответствует золотому правилу 20/80: когда около 20 % инфицированных отвечают за 80 % дальнейших заражений. При эпидемиях с суперраспространением большинство инфицированных заражают относительно небольшое число вторичных контактов.
Конечно, это природное явление зависит от многих факторов, в том числе, от степени коллективного иммунитета, вирулентности вируса, вирусной нагрузки, механизма передачи инфекции. Но при этом суперраспространители нередко плюют на карантины, не моют руки, едят из чужих тарелок и не носят масок, имея огромное количество социальных контактов.
Самым известным в эту пандемию «суперраспространителем» называют «пациента № 31» из Южной Кореи. Властям Южной Кореи долго удавалось сдерживать число инфицированных коронавирусом в пределах 30, пока не началось нарушение карантинных мер со стороны одной из христианских общин. Верующая пожилая женщина, нарушив карантинный запрет на групповые религиозные обряды, являлась на религиозные службы и в итоге заразила более 1200 (!) человек, после чего масштаб эпидемии COVID-19 в Южной Корее принял размеры национального бедствия. Власти Южной Кореи предъявили лидерам общины уголовное обвинение в массовом непреднамеренном убийстве из-за нарушения запрета на проведение богослужений во время карантина.
Похожая история была в начале пандемии и в Израиле: коронавирус там быстрее всего распространяется в общинах ортодоксальных иудеев, которых было более половины среди госпитализированных, тогда как среди населения в целом таковых было лишь 12 %. По информации Министерства здравоохранения Израиля, около 30% заболевших коронавирусом заразились в синагогах и иешивах. Ну а уж если суперраспространитель попадает в замкнутое пространство с большим количеством людей, типа лайнера или подводной лодки, наступает катастрофа. Например, 4 апреля 2020 года коронавирус вывел из строя авианосец "Шарль де Голль", поразив половину экипажа. А в марте аналогичные истории случились с парой американских авианосцев и одной подводной лодкой.
Социальные взаимодействия дают гораздо большее количество вторичных случаев инфекции по сравнению с воздействием дома и на работе, заключают авторы исследования из Гонконга: "Органы общественного здравоохранения должны сосредоточиться на быстром отслеживании и карантине контактов, а также на физическом дистанцировании для предотвращения чрезмерного распространения событий в социальной среде высокого риска".
Как рассказывает директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Е.И. Марциновского МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава РФ Александр Лукашев, сегодня считается, что один носитель нового коронавируса в среднем заражает 2,5-3,8 человека: "Ключевую роль в распространении вируса действительно играют суперраспространители – иногда за эпидемии ответственно всего несколько человек, и если их исключить из общей цепочки передачи, можно радикально повлиять на статистику заболеваемости. Поэтому запрет на проведение массовых мероприятий в период эпидемий - одна из самых эффективных и действенных мер, от которой пока отказываться нельзя. Исследования также показали, что поначалу переносы вируса между странами были многочисленными, и закрытие границ в январе было оправданным.
Сейчас же в каждой стране есть свои устойчивые цепочки передачи вируса, и держать границы закрытыми для нас, как страны с относительно высоким уровнем заболеваемости, бессмысленно, сегодня перенос вируса между странами не будет иметь большого эпидемиологического значения.
Думаю, что при суперраспространении задействованы многие факторы: и высокие титры вируса в ротоглотке человека; и стечение обстоятельств, то есть, например, если большая часть зараженных не чихает, то суперраспространитель, возможно, чихает и кашляет в местах большого скопления людей; и плохая вентиляция. Но очень важна плотность контакта - если ее исключить, никакие свойства носителя не позволят ему стать суперраспространителем.
Пока у нас нет мощной иммунной прослойки, нам надо контролировать распространение вируса. По последним данным, в Москве антитела есть у 15-17% населения. Это немало, но и недостаточно, чтобы гарантировать безопасность. Классически по учебнику для эффективного коллективного иммунитета нужно 60-70% иммунного населения, но учебник не учитывает частоту контактов. Нужны новые эпидемиологические модели, чтобы понять, можем ли мы полагаться на прослойку в 20-30% иммунных.
Надеяться на лето тоже нельзя, вторая волна вероятна и летом. В Иране и в Израиле, например, вторая волна началась в последние недели, при высокой температуре окружающей среды."
Тем временем, ученые также установили, что бессимптомные носители вируса гораздо менее заразны чем те, у кого заболевание протекает с клиническими проявлениями. О невысокой вероятности заразиться от бессимптомного носителя заявила представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Мария ван Керкхов. «Согласно имеющимся у нас данным, по-прежнему очень редки случаи, когда бессимптомно болеющий человек передает вирус другому человеку,— сообщила она. Это происходит очень редко и практически не освещается".