Как подчеркнул на недавней пресс-конференции главный внештатный пульмонолог Департамента здравоохранения г. Москвы, президент Российского респираторного общества и зав. кафедрой пульмонологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России профессор Андрей БЕЛЕВСКИЙ, «смертность в Москве от заболеваний легких соответствует действительности, но она меньше, чем в целом по стране. А что касается загрязнений атмосферы, то больше всего они влияют на сердечно-сосудистую систему, а не на легкие».
Так радоваться нам или огорчаться, что не легкие москвичей оказываются под угрозой в результате беспрецедентного количества вредных выхлопов от автомобилей и выбросов промышленных предприятий в столице, а сердце? В статистике смертности сердечные патологии уже давно стоят на втором месте. Как говорится, черт дьявола не лучше: раньше времени никому умирать не хочется.
Но сегодня речь о дыхалке москвичей.
Автомобили дают прикурить, но от никотина вреда больше
— Наиболее вредным фактором для заболеваний легких является курение, причем несопоставимо более вредным, чем загрязненность окружающей среды, — утверждает Андрей Станиславович Белевский. — Атмосферная загрязненность, как ни парадоксально, в основном влияет на сердечно-сосудистую систему. Выхлопы от автомобилей и выбросы от предприятий — это соединения азота, поэтому легкие в этом отношении являются входными воротами. Вот почему я бы с осторожностью относился к корреляции (статистической взаимосвязи) загрязнения окружающей среды и заболеваний легких и с уверенностью говорил бы о курении как об основном влиянии на патологию легких.
Оспаривать утверждение специалиста такого уровня сложно. Но курение все же не единственный фактор, влияющий на здоровье легких. Немало проблем с дыханием добавляет все же автомобильный транспорт — один из главных загрязнителей воздуха в Москве. И это тоже неоспоримый факт. Если в целом по стране сегодня каждый десятый житель имеет автомобиль, то в больших городах — каждый пятый, а в нашем мегаполисе — едва ли не по три авто в каждой семье. И все они отравляют нам жизнь в прямом смысле слова. Исследователи посчитали: только одна легковая машина за год «потребляет» 4 тонны кислорода из атмосферы, а выбрасывает с отработанными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов.
Да, сосуды страдают от недостатка кислорода, но и легкие не выдерживают: ученые отмечают при этом приступы астмы, кашля. Особенно трудно приходится тем, у кого уже есть бронхит, пневмония, хроническая обструктивная болезнь легких. Но кроме этой ужасной ХОБЛ есть и еще более ужасное заболевание — рак легких. ВОЗ более 20 лет назад (в 1998 году) предупреждала о влиянии канцерогенных веществ, обнаруженных в выхлопах автомобилей, на развитие рака легких. И исследования доказывают, что именно вещество, обнаруженное в выхлопах автомобилей, вызывает мутации в организме человека, предвестники рака легких. Примерно таков же принцип влияния на легкие и вредных выбросов промпредприятий.
Принцип негативного воздействия выхлопных газов и вредных выбросов в атмосферу прост: попадая в кровь, окись углерода воздействует на красные кровяные тельца (эритроциты), которые теряют способность переносить кислород. Все это и влечет за собой кислородное голодание во всем организме, негативно влияя на сердце, легкие, на нервную систему.
А наиболее уязвимыми в этом плане становятся те же курильщики, наравне с пожилыми людьми и детьми. Эти категории населения чаще других страдают хроническим бронхитом, астмой и коронарной недостаточностью.
Да, вредные химические вещества — соединения азота, формальдегид, бензол, фенол — при длительном воздействии более негативно влияют на кроветворную, сердечно-сосудистую, центральную нервную и иммунную системы. И опасную хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ) в 95% случаев вызывает курение. По этой причине чаще хрониками становятся россияне после 40 лет, особенно мужчины.
СПРАВКА "МК"
Исследования ВОЗ фиксируют рост во всем мире как частоты хронической обструктивной болезни легких, так и показателей инвалидности и смертности от этой патологии. Сегодня летальность по причине ХОБЛ занимает 4-е место среди всех причин смерти в общей популяции, и к 2020 году уровень смертности может увеличиться вдвое. И это является единственной болезнью, летальность от которой за последние 10 лет выросла на 25,5%. Распространенность ХОБЛ оказалась так велика, что стала настоящим социально-экономическим бедствием большинства развитых стран мира.
К сожалению, как утверждает врач-пульмонолог высшей категории, член Российского респираторного общества и главный пульмонолог Минздрава Татарстана Александр ВИЗЕЛЬ, Россия продолжает оставаться в числе лидеров по курению табака в мире. И по производству табака мы на третьем месте в мире (после США и Китая). Причем большой процент россиян искренне верит, что курение не может быть причиной такого тяжелого заболевания, как хроническая обструктивная болезнь легких. И даже имея такой диагноз, многие не прекращают курить, усугубляя ситуацию со здоровьем до последнего предела.
Бронхиальная астма выходит из-под контроля
Одно из тяжелейших последствий загрязнения окружающей среды и курения — бронхиальная астма.
— Эта проблема заслуживает большего внимания в нашем обществе, — убежден неоспоримый знаток в этой области Сергей АВДЕЕВ, зам. директора НИИ пульмонологии ФМБА России, зав. кафедрой пульмонологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, членкор РАН. — Согласно статистике Минздрава РФ, в нашей стране зарегистрирован 1 миллион 119 тысяч страдающих бронхиальной астмой (1 тысяча на 100 тысяч населения — чуть больше 1%). Но на самом деле, по данным проведенных институтом эпидемиологических исследований, в нашей стране больных с бронхиальной астмой не менее 7–10 млн человек. Это более достоверные данные, так как Минздрав учитывает только тех пациентов, кто обратился к врачам с проблемами. Но тех, кто не обратился, значительно больше — в 5–6, а возможно, и в 7 раз. И это нельзя замалчивать, так как болезнь чрезвычайно опасная.
Правда, по мнению Сергея Николаевича Авдеева, а он является еще и главным внештатным пульмонологом Минздрава России, за последние 20 лет ситуация все же начала меняться к лучшему, хотя бы в том плане, что, если у человека выявили эту патологию, она не будет иметь таких серьезных обострений, как было раньше. Удалось немного снизить и смертность от нее. И все благодаря тому, что разработаны и внедрены в практику новые рекомендации по ее терапии и появились более эффективные средства лечения. Болезнь стала более понятной специалистам.
И тем не менее в России многие проблемы, касающиеся бронхиальной астмы, сохраняются, констатирует Авдеев. «Не все пациенты сохраняют контроль за ней, многие доводят свое состояние до обострения. И государство вынуждено тратить огромные деньги на терапию тяжелых пациентов. Львиную часть бюджета «съедает» лечение больных с бронхиальной астмой в стационарах. Сергей Николаевич доказывает свое утверждение с цифрами в руках. И цифры эти касаются уже не денежных затрат на лечение и даже не врачей, а самих пациентов, которые не принимают вовремя лекарства и доводят болезнь до тяжелейшего состояния. «Согласно данным российских исследований, приблизительно 49% больных не имеют контролируемой бронхиальной астмы. Это самая большая проблема и для врачей (им приходится больше внимания уделять именно этим больным), и для общества (расходы на лечение этой болезни в первую очередь идут на тяжелых пациентов).
Но где искать выход? И что в этом случае делать? Извечные российские вопросы.
Его предлагает директор НИИ пульмонологии и главный пульмонолог Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга Ольга ТИТОВА. В этом регионе проблема с бронхиальной астмой актуальна из-за климата. Как подчеркнула Ольга Николаевна, в Северо-Западном административном округе «есть все факторы риска развития и прогрессирования этого заболевания, но есть и трудности лечения, как во всей России».
— Прежде всего это недостаточный уровень диагностики бронхиальной астмы, — рассказала Титова. — Есть рост: зарегистрировано уже более 74 тысяч таких больных. И ежегодный прирост составляет около 3 тысяч новых случаев. Проблема еще и в том, что нет должного контроля за ее лечением со стороны самих пациентов. Мы определили несколько мероприятий с этой целью. Прежде всего разработали четкую систему маршрутизации именно с тяжелой БА, которая представляет особую опасность для пациентов и требует особых финансовых затрат. Во-вторых, хотим понять, какой истинный уровень контроля за этой патологией в нашем городе. В связи с этим запустили опросник заболевания и в электронном виде, и в личных реестрах пациентов. Плюс профильные тематические конференции и школы не только для пульмонологов, но и для врачей-терапевтов, для участковых врачей и для врачей общей практики.
К диагностике легких подключили... почтальонов
Как говорится, голь на выдумку хитра. Продвинутые пульмонологи, устав от бесконечных проблем с лечением тяжелых легочных больных, пошли в народ. Руководитель Научно-методического центра мониторинга и контроля болезней органов дыхания «НИИ пульмонологии» и исполнительный директор Российского респираторного общества Наталья КРАВЧЕНКО рассказала о нескольких придуманных проектах в целях профилактики заболеваний легких.
— Один из важных проектов, который мы запустили в этом году, — это проект «Наставничество», — пояснила Наталья Юрьевна. — Он имеет два направления. Первое — поддержка сложных случаев заболеваний в области пульмонологии. Наши специалисты в любом субъекте РФ могут оказать методическую и клиническую помощь. Второе — это наставничество молодых врачей. Проводятся тестовый экзамен на уровень их подготовки и тренинги. Особенно важна хорошая работа специалистов в период гриппа, когда повышается уровень заболеваемости вирусными инфекциями. В это время очень важно, чтобы пульмонологи в регионах работали вместе с медицинскими организациями.
Но самый оригинальный проект инициаторам удалось осуществить в Калининградской области. К проекту под названием «Дыхательная недостаточность» подключили... почтальонов. Выдали им пульсометры, с помощью которых почтальоны, когда разносили корреспонденцию по домам к людям старше 50 лет, еще и измеряли состояние их легочной системы. И таким образом обследовали 2 тысячи человек. Из них у 600 выявили проблемы с дыханием. А 13 человек и вовсе оказались «бесконтрольными» легочными больными. Позже врачи направили их к специалистам на более углубленное обследование.
Этот проект при поддержке губернатора области намерены продолжить.
И в Москве были запущены не менее оригинальные проекты. Один из них танцевальный — под названием «Танцуй, дыши, живи». И осуществляется он вместе с профессиональными танцорами. Второй проект — «Живу, дышу» — для учащихся 1–2-х классов школ.
— Дети рисуют картинки на тему свежего воздуха, и они же рассуждают о том, почему вредно курить, как важно дышать свежим воздухом, — рассказала Наталья Юрьевна Кравченко. — Таким образом мы готовим детей к тому, чтобы они, став взрослыми, не закурили. Курение — один из основных и, возможно, даже главных факторов заболевания легких. Думаю, что это будет большой наш вклад в профилактику заболеваний детей.
...Хотелось, чтобы такие незатратные (в финансовом смысле) способы профилактики заболеваний легких распространились и по всей России. Но важно, чтобы и сами граждане не ждали, когда гром грянет, а при первых же признаках проблем с легкими шли к врачам, выясняли причину недомогания и не затягивали с лечением. Благо сегодня в большинстве поликлиник по месту жительства, особенно в городах, есть простейшие и эффективные способы проверки состояния легких — с помощью спирографии, спирометрии и пульсометрии. В первую очередь это касается тех, кто курит, или тех, кто живет в больших городах.
Любую болезнь предупредить легче, чем лечить, — об этом сегодня не знают разве что младенцы.