Прислушиваясь к выводам ученых, важно помнить: в науке о питании трудно изолировать влияние одного продукта. Эксперты говорят, что для того, чтобы получить надежные данные по питанию, нужно в 10 раз больше испытуемых и более длительное время, чем при фармакологических исследованиях, — и все равно результат будет менее точным. Все продукты на нашем столе влияют друг на друга, смягчают или, наоборот, увеличивают вредный или положительный эффект.
Наука — это живой организм, не стоящий на месте. Постоянно открываются новые данные, заставляющие нас менять взгляд на привычные продукты, и только большое количество исследований, если они выполнены корректно, смогут дать ответ на вопрос о влиянии того или иного продукта на здоровье. А новости обычно пишутся по каждому новому исследованию отдельно. Как любят говорить ученые, «мы не отказываемся от фактов, но можем отказаться от их интерпретации».
Один из ярких примеров — гидрогенизация жиров, то есть превращение жидких растительных масел в твердые. Изобретенная в конце XIX века промышленная гидрогенизация приобрела популярность между мировыми войнами как способ производства дешевого и питательного продукта. Полученный таким путем продукт легче хранить и использовать, он имеет более длительный срок годности.
В ХХ веке гидрогенизированные растительные жиры (маргарин) считались полезнее животных, их рекомендовали для детского питания. Только в 90-х годах прошлого века голландские ученые провели тщательное исследование и доказали: трансжиры, которые являются побочным продуктом частичной гидрогенизации, — один из самых вредных компонентов пищевых продуктов, провоцирующий сердечные болезни, онкологические заболевания, даже нервные расстройства.
Это открытие встретило сопротивление со стороны пищевой промышленности. В технологии и оборудование для гидрогенизации были вложены огромные средства, продукты с использованием трансжиров продавались по всему миру. Пищевая индустрия пыталась опровергнуть выводы ученых, но научное и медицинское сообщества победили: во многих странах трансжиры запрещены законодательно. С опозданием, но эта норма пришла и в Россию: с 2018 года доля трансжиров в масложировой продукции не может превышать 2%. Маргарины и спреды теперь стали полностью безопасными продуктами.
Обратная история произошла с насыщенными жирами. Долгое время считалось, что насыщенные жиры, которые в основном содержатся в мясе и молоке, приводят к ожирению, являются основным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний. В 50-х годах прошлого века в США произошел аномальный рост смертности от сердечных заболеваний. Ученые обсуждали две альтернативные гипотезы: росту смертности способствует повышенное потребление сахара, и фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний является избыток насыщенных жиров. В тот момент верх одержала гипотеза о вреде жиров — ее автор американский эпидемиолог Энсел Кис. Его противник, британский физиолог Джон Юдкин, потерпел поражение и был вынужден оставить науку. Победа Энсела Киса стала началом охоты на жиры и бума обезжиренных продуктов не только в США, но и во всем мире. Для того чтобы улучшить вкус обезжиренной пищи, использовались различные химические добавки и сахар. С 1960 по 2000 год потребление сахара только в США выросло на треть; одновременно случился лавинообразный рост ожирения, заболеваемости диабетом и сердечными болезнями.
Лишь недавно были обнародованы документы, доказывающие, что американская сахарная промышленность тратила значительные средства, чтобы дискредитировать идею потенциального вреда сахара. В 1967 году она заплатила трем гарвардским ученым за публикацию обзора, критикующего статьи о связи потребления сахара с ростом смертности. Кампания против «школы Юдкина» закончилась полным успехом «антижировой теории»: она была зафиксирована в Диетологических рекомендациях правительства США.
Теперь насыщенные жиры реабилитированы. Отношение к ним меняется, меняются и рекомендации по потреблению. Насыщенные жирные кислоты признаны условно нейтральными, не приносящими вреда здоровью при умеренном потреблении. Всемирная организация здравоохранения сохранила свои рекомендации по уровню потребления насыщенных жиров — 10% от всего рациона. При этом нельзя забывать, что ненасыщенные жирные кислоты растительного происхождения гораздо более полезны для здоровья. «Наука о питании — это живая область, которая активно развивается. Следуйте данным, которые уже достоверно доказаны и транслируются такими организациями, как ВОЗ. Стоит значительно снизить потребление сахара и сладкого, осознанно относиться к потреблению мяса, заменив его на рыбу и растительные белки, больше есть ненасыщенных жиров — из орехов, семечек и растительных масел», — говорит профессор МГУ, глава Национального исследовательского центра «Здоровое питание» Олег Медведев. — И пока в настоящее время дезинформации о питании становится больше, а борьба производителей вырывается в топы новостей, как, например, в случае переименования молокосодержащих продуктов в сложное название из 10 слов, полагайтесь на достоверные источники и здравый смысл».