Новый документ, утвержденный ФФОМС, вводит расширенный перечень тематических экспертиз качества. Как говорит председатель фонда Наталья Стадченко, акцент сделан на целевые тематические экспертизы: «В каждом российском регионе проведут анализ и составят перечень заболеваний, занимающих верхние строчки в списке причин смертности населения. Именно на этих заболеваниях будет сделан акцент при проведении тематических экспертиз».
Среди прочих нововведений — медико-экономический контроль за группами диспансерного наблюдения. Целевые экспертизы будут в том числе выявлять случаи невключения или несвоевременного включения пациентов в группу диспансерного наблюдения. Такие экспертизы могут проводиться два раза в год и даже чаще.
Самым серьезным изменениям подвергся контроль за помощью людям с онкологическими диагнозами. Внимание: теперь, как только у врача появляется всего лишь подозрение на злокачественный процесс, страховая медицинская организация должна будет создавать индивидуальную историю страховых случаев пациента на основе реестров-счетов на оплату медицинской помощи. В этой истории будут фиксироваться все случаи обращения пациента в медорганизации за помощью, которые связаны с развитием онкологического процесса (если диагноз будет все же подтвержден), на всех этапах и уровнях ее оказания. Предусмотрено также, что посредством медико-экономической экспертизы будет оцениваться соответствие оказанной помощи клиническим рекомендациям, в том числе своевременность диагностики и лечения. В обязательном порядке этот вид экспертизы проводится при оказании медпомощи по профилю «онкология» с применением химиотерапии. По словам г-жи Стадченко, если в 2018 году почти в 60% случаев лечения онкозаболеваний химиотерапией использовались самые дешевые схемы, то с тех пор, как страховые компании стали проводить экспертизы по каждому случаю лечения, количество дешевых схем лечения уменьшилось. На сегодня процент лечения по дешевым схемам составляет в среднем 30–35%. «Разумеется, не каждому пациенту и не во всех случаях требуется дорогостоящее лечение. И все же сегодня есть регионы, где, несмотря на хорошее финансирование по профилю «онкология», все равно отдают предпочтение дешевым схемам лечения», — говорит глава ФФОМС.
Расширяется и список оснований для проведения целевой экспертизы качества медицинской помощи онкопациентам; к тому же сама экспертиза теперь будет проводиться большим количеством специалистов разного профиля. Ее проведение может занимать до 45 дней. «Онкологические заболевания находятся на стыке многих дисциплин, решение о лечении конкретного пациента должно учитывать все аспекты его состояния, что требует обсуждения возможных вариантов лечения в мультидисциплинарной команде. Логично, что и экспертиза качества проводится с учетом этого подхода. И если ранее ФФОМС только рекомендовал страховым медицинским организациям использовать мультидисциплинарный подход, то теперь в экспертизах, связанных с онкологией, он становится обязательным», — уточняет зампредседателя ФФОМС Светлана Кравчук.
Впрочем, документ вводит новый порядок проведения экспертизы качества медпомощи не только для онкологических пациентов, но и для всех остальных. Дополнительными основаниями для проведения экспертизы стали несвоевременная постановка на диспансерный учет и непрофильная госпитализация (то есть не учитывающая основной диагноз пациента).
Результаты всех перечисленных мероприятий по контролю качества оказанной медпомощи будут направляться в местные минздравы или департаменты здравоохранения, а также в территориальные органы Росздравнадзора.
Ну а страховые медорганизации будут размещать в поликлиниках и больницах не только основные положения о правах пациентов, но и данные по результатам контроля.