Показателем, по которым разделят все продукты, станет содержание сахара, соли и жира. Итак, «здоровыми» признают рыбу, птицу, мясо свежее и замороженное, фрукты, овощи, яйца и крупы. Во второй группе будут продукты, которые, с точки зрения Минздрава, здоровыми назвать никак нельзя: шоколад, десерты, энергетические батончики и прочие кондитерские радости. Естественно, туда же войдут алкоголь и энергетики. Третья группа будет чем-то средним: продукты, которые можно отнести к здоровым. То есть, к примеру, орехи и сушеные фрукты с нулевым количеством добавленного в них сахара и соли. Кроме того, пороговые значения рассчитают и для других продуктов: соков, хлеба, сухих завтраков, творога, сыра, молока.
Здоровое питание сейчас в моде. Диетолог Марина Аплетаева в разговоре с «МК» отметила, что маркировка привлечет внимание покупателей к здоровой пище и может положительно сказаться на питании потребителя.
- Информировать потребителей о высоком содержании сахара, соли и жира- хорошее решение, - считает Павел Сигал, первый вице-президент объединения предпринимателей «Опора России». - Это многих производителей заставит пересмотреть политику своего производства. А вот маркировка «Здоровые продукты» — это излишне. Как будет проводиться оценка? Не будет ли оценок в интересах конкретных производителей? Над этим нужно очень тщательно поработать.
Опасность комплементарности в данном случае велика. Тем более известно, что к февралю будущего года выберут и 30 или больше производителей, которые первыми смогут наклеить на свои товары знак отличия.
Производители, чьи товары по определенным критериям признают «Здоровые продукты».,могут завысить цену из-за этой маркировки, а также из-за набирающей популярность моды на здоровое питание, - продолжает Сигал.
Аналитик «АЛОР БРОКЕР» Кирилл Яковенко так же считает, что сама по себе инциатива полезна, но наше общество к нему не готово и не будет готово еще много лет.
Ранжирование продуктов на «здоровые» и «нездоровые» и соответствующая маркировка, скорее всего, приведут к жарким баталиям на тему того, как такая маркировка будет портить дизайн упаковки, а во-вторых, банально приведет к увеличению коррупционной емкости продовольственных производств и их регулирования, - считает Яковенко.- Производители, чьи продукты будут находится на грани между «здоровыми» и «нездоровыми», конечно, предпримут все усилия и задействуют весь лоббистский ресурс, чтоб попасть в категорию здоровых, в результате маркировка со временем станет неинформативной, а во-вторых — все продукты подорожают. Рынок и потребители сами способны выявить «здоровые» продукты и все остальные путем отличия в ценах и появления отдельных магазинов, которые пропагандируют здоровое питание. Это уже происходит, без участия государства.
По его мнению, вместо этой инициативы следовало бы ограничить продажу самого вредного российского продукта — алкогольных напитков, сделать их употребление не модным, провести федеральную кампанию против употребления алкоголя — это было бы намного полезнее с точки зрения расходования государственных средств. Далее можно бороться с табакокурением, это еще один крупный источник заболеваний, до которого сахару, соли и жиру очень далеко.
- На мой взгляд, подобная маркировка не сильно повлияет на предпочтения людей, - считает Богдан Зварич, старший аналитик ИК «Фридом Финанс». - Основной удар придется, пожалуй, по пограничным продуктам, параметры «вредных» веществ в которых буду превышать установленные «нормы». При этом «вредные» продукты люди, как продолжали, так и будут продолжать употреблять. Что же касается пограничных продуктов, то от них могут отказаться люди, которые внимательно следят за своим питанием.