Итак, по ТК детям 14–16 лет разрешено работать 24 часа в неделю; 16–18 лет — 25 часов, а взрослым — 40 часов. Но «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» разрешают детям во втором классе (7–8 лет) работать дольше, чем разрешено работать 15-летнему человеку по ТК РФ; шестиклассникам (12–13 лет) — столько же, сколько взрослым, то есть 40 часов в неделю, да еще при шестидневной неделе. К тому же разные школы в своем конкурентном рвении часто дают еще большую нагрузку. А главное — никаких системных знаний дети не получают, у них формируется фрагментарное мышление.
— Очевидно, что нагрузка возрастает не динамично, а рывками, от класса к классу. Если в прошлом году дочь справлялась с нагрузками, то сейчас просто пришлось уйти на дистанционку. Стоял выбор — бросать теннис или музыку, чего не хотелось. Дети, мало того что учатся 5–6 дней, так еще и все выходные делают уроки. А какой ужас у них вызывает ЕГЭ! На моих глазах девочка из музыкалки от страха перед экзаменом похудела с 55 до 30 килограммов. Учеба — тяжелейший труд, а дети сегодня работают больше взрослых, — возмущается Александр Саверский.
К чему все это ведет? Согласно докладу, подготовленному Научным центром здоровья детей РАМН, общая распространенность нарушений здоровья и развития среди детей в возрасте до 14 лет за последний период (более 10 лет) увеличилась на 26,8%. Среди детей старшего подросткового возраста (15–17 лет) показатель общей заболеваемости увеличился вдвое.
Например, в Москве к 1-й группе здоровья, по данным экспертов, можно отнести не более 5–7% детей. На третьем месте среди самых распространенных нарушений — психические расстройства и расстройства поведения (в том числе астенические и невротические реакции, минимальная мозговая дисфункция, нарушения сна и пр.). При этом в процессе обучения от первого до девятого класса состояние здоровья школьников ухудшается, возрастает распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний. «Значительный рост распространенности функциональных расстройств среди школьников отмечен в 9-м классе, что связано с появлением невротических и вегетативно-сосудистых расстройств у учащихся в период усиленной подготовки к экзаменам», — пишут эксперты НЦЗД РАМН.
Число суицидов среди несовершеннолетних детей в России сегодня выше общемировых показателей в три раза — в 2015 году их было зарегистрировано более 460. Число попыток самоубийств существенно больше (в 10–20 раз), чем число завершенных суицидов. При этом если количество взрослых самоубийств снижается, то детских — только растет (на 30–37%). «При проведении анализа статистических данных можно сделать вывод о том, что число детских суицидов увеличивается в весенне-летний период, а это можно связать с экзаменационным периодом. Случаи детских суицидов увеличились с 2006 года, что можно связать с тем, что именно с 2006 года ЕГЭ был введен в 79 регионах страны. Фактически речь идет о рукотворно созданной государством системе, которая доводит детей до самоубийства или хотя бы до его попыток», — говорится в петиции, которую Лига пациентов написала президенту Путину и председателю Правительства РФ Медведеву.
Однако ждать, когда петицию опубликуют на РОИ (сайт Российской общественной инициативы), нужно не меньше пары месяцев; потом еще предстоит собрать 100 тысяч подписей в ее поддержку — лишь тогда она может попасть к чиновникам. Однако вопрос, считает Саверский, требует незамедлительного решения — экзамены уже на носу. Он требует смягчить детский график, отменить жуткие саннормы и серьезно проанализировать факторы, влияющие на здоровье детей. А еще — отменить экзамены, которые доводят детей до самоубийств. Ведь дети не терминаторы, способные выдерживать супернагрузки. Они всего лишь дети, которых взрослые непонятно ради каких целей лишают не только здоровья, но и детства.