– Игорь Эрикович, насколько актуальна проблема глазных заболеваний среди московских детей?
– Среди различных возрастных групп ситуация, конечно, разная. Детский возраст связан с постоянным развитием, и проблемы со зрением возникают на разных его этапах. У новорожденных наиболее актуальны такие болезни, как ретинопатия недоношенных (эта патология нередко приводит к слепоте) и врожденные патологии — косоглазие, нистагм. В целом в этой возрастной группе глазные патологии составляют не более 5-7%. Однако потом их количество начинает расти. В том числе и потому, что некоторые врожденные болезни (например, аномалии рефракции) диагностируются позже.
У детей от 6 месяцев до 3 лет возможно выявить астигматизм, близорукость, дальнозоркость. У детей в этой возрастной категории резко возрастает количество глазодвигательных нарушений, речь в первую очередь о косоглазии, которого насчитывается более 20 видов. В целом же у 12-13% детей до 3 лет выявляют те или иные глазные заболевания. С 7 лет среди московских школьников резко увеличивается количество близоруких детей. И уже к 14 годам общая заболеваемость глазными патологиями, снижающими зрение, достигает 45-48%.
- Почему так происходит?
– Близорукость — болезнь цивилизации, сопряженная с необходимостью интенсивной работы глаза на близком расстоянии. Эволюционно человеческий глаз приспособлен смотреть вдаль, но в наши дни ему постоянно приходится фокусироваться на близко двигающихся объектах на экранах компьютеров, телевизоров, гаджетов. Это очень тяжелая нагрузка, особенно, для детских глаз. А современные родители покупают планшеты, телефоны уже трехлетним малышам. Это крайне вредно для глаз. Как и чтение, например, в транспорте - расстояние от глаз до книги от постоянного движения меняется, нагрузка на глаза возрастает, у ребенка может начаться головокружение и тошнота.
– То есть, в автомобиле читать нельзя?
- Нельзя. А еще нельзя читать (как и смотреть телевизор или планшет) лежа, за едой. Необходимо, чтобы от глаз до текста было фиксированное расстояние. Ребенок должен читать за столом. Однако мало кто соблюдает эти правила. И это — одна из причин такого большого количества близоруких детей.
– Есть ли какие-то современные способы лечения этого недуга?
- Близорукость — хоть и распространенное, но не очень страшное заболевание. Все лечебные мероприятия, которые проводят врачи, направлены на ее стабилизацию. Я имею в виду различные консервативные виды лечения, которые позволяют уменьшить рост прогрессирования болезни на 40-80%. К ним относятся физиотерапия, воздействие лазерными полями, магнитное излучение, лекарственное лечение — методов очень много и в каждом случае надо действовать индивидуально. Но, к сожалению, у нас продолжают применять методы лечения, которые во всем мире доказали свою неэффективность — я имею в виду склеропластику и коллагенопластику (операции, которые рекомендуют проводить детям при близорукости). Сейчас выросло новое поколение офтальмологов, которые понимают — детский глаз лучше лишний раз не резать.
– Это касается, например, и косоглазия?
- Нет! Большинство глазодвигательных нарушений лечатся только хирургически. При этом чем раньше делать такие операции — тем выше их эффективность. Сегодня разработано немало методик хирургического лечения различных форм косоглазия. Особенно перспективны операции с математическим моделированием, которые в Москве делают чаще, чем в западных странах. В процессе таких операций компьютер высчитывает с филигранной точностью, насколько нужно развернуть глаз, чтобы он стал ровным. Наши хирурги также разработали и малотравматичные операции на глазодвигательных мышцах — без скальпеля, с применением высокочастотной радиоволновой терапии, в процессе которых ткани глазного яблока не повреждаются, сосуды не трогаются. Реабилитационный период после них минимальный — глаз открывается в день операции, и в этот же день ребенок может читать, рисовать. Но проблема в том, что у нас есть специалисты, которые говорят родителям: подождите. Все само пройдет. Это в корне неверное утверждение. Глаза ребенка нужно лечить в раннем детском возрасте. И без применения различных «шаманских методов»
– Например?
- Например, очки в дырочку для исправления зрения. Или всевозможные фильтры к очкам, якобы предотвращающие излучение компьютеров на зрительную систему. Не говоря уже об аппаратах, которые лечат от всех болезней или черничных таблетках, которые для остроты зрения не более полезны, чем щи. А как вам «ночные линзы», которые стоят безумных денег? Называют их наукообразно — ортокератология. В свое время такие линзы изобрели в США и предназначались они для десантников. Если ты близорукий, это не повод отказываться от военной карьеры. В очках ведь или в линзах десантнику, которому приходится прыгать в огонь и воду, тяжело. И вот придумали ночные линзы — человек одевает их на ночь, а утром снимает. За ночь они продавливают глазное яблоко, роговицу — и с утра глаз региден, то есть, постепенно восстанавливает деформированную форму. И пока он ее восстанавливает — человек видит. Сегодня этот способ «коррекции близорукости» дошел до нашей страны и предлагается многими клиниками как способ лечения. На эту тему, я знаю, даже защищена диссертация. Я же могу сказать лишь то, что рентабельность этого метода — 300-400%. Но он неэффективен. Американская ассоциация детских офтальмологов и страбизмологов не рекомендует применять этот метод для детей.
– Это, вероятно, еще и вредно?
- Ношение таких линз может привести к повреждению роговицы, инфицированию, возможно развитие осложнений (на глазном дне и сетчатке, эти осложнения часто сопровождают быстро прогрессирующую близорукость), можно просто упустить время. Детям ночные линзы не должны назначаться! Мы только радовались бы, если бы сегодня продавалось что-то действительно эффективное для глаз. Родители должны тратить деньги на полезные вещи для своих детей. А на рекламные уловки не стоит поддаваться. К тому же по нашему закону любой врач, имеющий диплом офтальмолога, имеет право заниматься детской офтальмологией. Специальности «детская офтальмология» в вузах нет.
– Но ведь во многих странах Европы тоже нет отдельной специализации по детским болезням...
- Вы ошибаетесь. В США, странах ЕС, Японии, Южной Америке действуют ассоциации педиатров-офтальмологов. И если врач не состоит в такой ассоциации, он не имеет права лечить детские глазные болезни. Однако чтобы стать членом такой ассоциации, нужно долго стажироваться по «детству». Есть и другая проблема — в нашей стране не принято ни одного хоть сколько-нибудь правильного стандарта лечения в детской офтальмологии. У нас нет профессиональных сообществ, которые могли бы вырабатывать такие стандарт. Стандарты у нас разрабатывают чиновники, и это печально.
– И напоследок — расскажите, как часто нужно проверять зрение детям?
- Первый раз — в момент рождения. Затем здоровых детей нужно показывать офтальмологу в первые два месяца жизни, в год, 2, 3 года. Потом можно сделать перерыв до 7 лет, и далее посещать глазного врача ежегодно.