МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Почему нельзя покупать домашнюю колбасу

Глава Ассоциации «Ветбезопасность» Лилия Сургучеча: «Фермерские продукты — это жаргонный термин»

В связи с кризисом продукты продолжают дорожать. И, к гадалке не ходи, шансы купить что-то ненатуральное или вовсе опасное, тоже растут. Многие производители пытаются сэкономить на ингредиентах, заменить натуральные компоненты искусственными, где-то избежать контроля...

Почему опасно покупать продукты с рук? Можно ли доверять фермерским продуктам? Какие проверки проходят мясо и рыба на рынках? На эти и другие вопросы «МК» ответила президент Ассоциации организаций и специалистов в сфере обеспечения ветеринарной безопасности, доктор биологических наук, профессор Лилия СУРГУЧЕВА.

Фото: Геннадий Черкасов

– Лилия Михайловна, сегодня на магазинных полках много фермерских продуктов. Всем ли можно доверять?

– У нас «фермерские продукты» — это жаргонный термин. Вообще-то, по закону продукты подразделяются на промышленного производства и на продукты из личных подсобных хозяйств (законом предусмотрена возможность для граждан, не имеющих юридического статуса, продавать излишки овощей, фруктов, мяса и пр. из собственного хозяйства — разумеется, после прохождения определенных проверок и исследований). Так что, если следовать букве закона, фермерские товары относятся к промышленному производству, а значит, должны соответствовать требованиям к пищевой продукции, установленным Техническим регламентом Таможенного союза, который принят в 2011 году. Что же касается продукции частников, ей полагается иметь сертификат соответствия (подтверждающий ее происхождение), а также заключение ветврачей.

– И все же сегодня так называемые магазины фермерских товаров стали очень популярными. Действительно ли там все натуральное?

- С точки зрения обывателя, мы подразумеваем, что «фермерское» — это нечто домашнее. Но это не всегда так. Большинство фермерских хозяйств — крупные, на сто-двести, а то и пятьсот голов. Разумеется, за такими животными ухаживают и кормят их совсем не так, как домашнюю корову в деревне. То есть, слово «фермерское» сегодня – это часто некая обманка. Это всего лишь статус хозяйства – не более того. Но любой покупатель может спросить документ, откуда продукция — копия такого документа должна быть у каждого продавца.

– Какой контроль проходят такие продукты?

– Продукцию юридических лиц ветслужба проверяет на все показатели, установленные требованиями Техрегламента. Продукцию частных лиц проверяют ветеринарные службы, работающие на каждом рынке. Частник должен предоставить документ, подтверждающий, например, что молоко получено от его собственной коровы, что животное здорово, привито. Лишь в этом случае ветеринарный врач дает документ о допуске товара к реализации. Если покупателя что-то смущает, он всегда может попросить этот документ или обратиться в ветеринарную лабораторию. А вот то, что продают бабушки за пределами рынка, абсолютно не проверено. Здесь перепродают по нескольку раз молоко, здесь реализуют продукцию, которая не прошла ветконтроля по тем или иным показателям.

– Молоко нередко продают в цистернах. Или даже в автоматах — фермерское. Как проверить его?

- На молоко в цистернах также нужно спрашивать документ ветслужбы. Кроме того, продавцы должны указывать, что такое молоко обязательно подлежит кипячению. На автоматах же должна быть информация, откуда это молоко, кто обслуживает этот автомат. Если ее нет, либо она стерлась, можно позвонить в ветслужбу или Роспотребнадзор.

- На какие показатели проверяется молоко и другие продукты фермеров?

– Их очень много. Это и наличие возбудителей различных заболеваний, и количество белка, и количество жира. От этого зависит не только цена. Если, например, мало жира, молоко может быть разбавлено, что говорит о его небезопасности. При проверке молока ветврачи нередко находят стафилококки, палочку Коли. И если вас хоть что-то смущает – запах, цвет, не такая консистенция – попросите документ ветслужбы, ветеринарное свидетельство на конкретный вид продукции. И если продавец откажется его предоставить, идите в ветеринарную лабораторию и уточните, выдавались ли документы на на такое-то место на такой-то вид продукции.

Что касается мяса или сала, нужно знать важную вещь: переработанная продукция от личных подсобных хозяйств запрещена к продаже. То есть, продавать можно только сырое мясо. Колбасу же — нельзя. Мы же не знаем, в каких условиях ее сделали. Точно также граждане не могут продавать и сыр собственного производства. А вот на творог это требование не распространяется — его состав довольно простой, и исследовать, допустим, нет ли в нем крахмала, несложно. В колбасе же состав сложный, требуются совсем другие анализы, которые в условиях ветлаборатории провести невозможно. Ягоды, травы, грибы проверяют на наличие радионуклеидов и нитратов. Домашние яйца обязательно проверяют на сальмонеллез.

- А рыбу?

– Свежую рыбу из подсобных хозяйств на рынке продавать можно. Копченую – нет. Ее исследования столь сложны и затратны, что делают ее реализацию невыгодной. Сырую рыбу ветврачи обязательно исследуют на паразитов. И если их находят, партию могут забраковать или, если поражение не сильное, пустить на переработку на корм скоту. В замороженной, выдержанной при определенной температуре, рыбе паразиты могут и погибнуть. Но сырую рыбу есть не советую — в том числе, в виде суши или карпаччо. Там находят очень много глистов. Даже когда вы разделываете дома сырую рыбу, нужно обязательно тщательно мыть руки и использовать отдельные разделочные доски.

– Мяса это тоже касается?

– Обязательно! Мойте руки перед едой, мойте продукцию, которую приобрели. Мойте поверхности, на которых ее разделывали. И не бросайте кусочки сырой рыбы кошке или собачке, хотя бы ошпарьте их кипятком. Паразитарные инфекции могут передаться кошке, собаке, а через них человеку.

– Насколько часто ветеринары находят не соответствие продукции установленным требованиям?

– Это зависит от добросовестности продавца. Конечно, очень много продукции бракуется. Однако если система ветслужбы выстроена четко, второй раз плохую продукцию вряд ли кто-то рискнет принести. Возможно, ее попытаются продать за пределами рынка.

- Можно ли встретить продавца с поддельными документами на товар?

- Конечно, такое возможно. Но такой продавец очень рискует. Если у покупателя наступят какие-то неприятные последствия, например, отравление, ветеринарный врач несет уголовную ответственность. Но если продукция была фальсифицированной, отвечает уже продавец.

- Сегодня в наших магазинах предлагают немало «экопродуктов», но, насколько я знаю, каких-то особых требований, установленных законом, к ним нет. Можно ли верить, что они и вправду «эко»?

- Вообще, в мире это сейчас очень популярно. Экопроизводство включает ряд обязательных требований — и к кормам, которыми кормят животных; и к препаратам, которыми их лечат; и к почве, на которой выращивают растения. Это, конечно, очень затратно по сравнению с традиционным сельским хозяйством. Я знаю, что у нас есть производители, продукция которых соответствует таким требованиям, однако их очень мало. И чаще всего значки «эко», «экологически чисто» и пр. - не более, чем элемент конкуренции. Сегодня узнать, откуда берутся эти продукты, можно только из ветдокумента.

– В России хотят ввести новую систему отслеживания продуктов, позволяющую с помощью смартфона понять, откуда товар - от какой коровы, с какой фермы, молокозавода и пр. В чем особенности и смысл этой системы?

– Идея прослеживания истории продуктов, конечно, не нова. Существуют системы внутреннего прослеживания на производстве (чем кормили, какая корова и т.д.) А есть и внешние системы, позволяющие отследить переход продукции от одного собственника к другому. В 2011 году Техрегламент ТС установил, что системы прослеживаемости пищевой продукции должны быть. Они позволяют понять, где находилась продукция, как она хранилась на протяжении всей цепочки следования от производителя к покупателю. В рамках ТС белорусы уже приняли закон об идентификации прослеживаемости. У нас такого закона еще нет, но есть требование об идентификации животных в законе о ветеринарии. И потихоньку системы прослеживаемости начинаются внедряться. Однако нужны нормативные акты, которые установят, в какие сроки должна предоставляться такая информация; какова ответственность за нарушение этих сроков. Иначе ничего не получится. Что касается возможности идентификации продукта с помощью смартфона, то я считаю, что далеко не вся информация нужна потребителю. В сосисках может быть фарш от нескольких животных, однако вряд ли людям стоит знать, чем вакцинировали каждую корову или свинью, чем лечили. Ведь непрофессионал не сможет оценить такие данные правильно. Бабушка, узнав о том, что корову вакцинировали от ящура, может испугаться — а такая вакцинация для всех животных обязательна и никаких последствий для нашего здоровья не несет. Главное для человека — понять, что перед ним не подделка, что последний собственник не поменял упаковку. Но для производственника или для контролирующих органов подробная информация необходима. Поэтому и нужен нормативный акт, который определит, кому, что и как.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах