— Ирина Яковлевна, что может предложить город молодежи в эти непростые времена?
— Правительством города принята программа антикризисных мер, в которой молодежи уделено особое внимание. Ясно, что у молодых нет ни опыта работы, ни опыта поиска вакансий. И московские власти должны создавать условия, чтобы ребята не чувствовали себя на обочине жизни. Основная задача — проинформировать их о тех возможностях, которые есть в городе. А возможностей, поверьте, очень много. Департамент семейной и молодежной политики даже издал специальную брошюру “У вас проблемы с работой?” Она существует не только в печатном виде, но и опубликована на сайте департамента. В ней перечислены все возможности инфраструктуры города (всех комитетов, департаментов, Московской федерации профсоюзов и Союза промышленников и предпринимателей) по подготовке и трудоустройству молодых специалистов. Сегодня при департаментах поддержки и развития малого предпринимательства и потребительского рынка и услуг созданы курсы по переподготовке специалистов на те специальности, которые требуются городу. У молодежи есть возможность переквалифицироваться и хотя бы временно поработать в другой области. Сегодня городской банк вакансий предлагает около 230 тысяч вакансий, из которых 50 тысяч ориентированы на молодых специалистов.
— Но есть одна “закавыка”: молодежь как-то не спешит занимать эти рабочие места. Вероятно, там не совсем те условия, о которых они мечтают?
— С одной стороны, видимо, им психологически тяжело поменять только что полученную специальность. Действительно, сложно изменить выбранному делу. С другой стороны, часть ребят не устраивают заработная плата, которую им предлагают. Поэтому сейчас основная задача столичных властей — сделать так, чтобы у молодежи изменилось отношение к труду и к своему месту в жизни. Вы зайдите на любой сайт вакансий, посмотрите, какие требования у молодых к работе. Чаще всего они хотят зарплату от 45 тысяч рублей в месяц, не имея даже опыта работы. И вот такое отношение нужно менять. Многие из нас в молодые годы начинали с не очень высокой зарплаты. И я в том числе. Помню, когда закончила вуз, не могла сразу устроиться по своей специальности — журналист — и первое время работала учительницей в школе. И ничего. Этот опыт мне очень помог в жизни. А современные ребята считают, что это зазорно. Но, с другой стороны, молодые люди должны чувствовать поддержку властей и знать, что город их не бросит. В этом году в Москве ожидается около 90 тысяч выпускников вузов, и столичные власти видят свою задачу в том, чтобы каждому предложить хотя бы одно гарантированное рабочее место. В Москве создано несколько центров трудоустройства молодежи, а при Департаменте семейной и молодежной политики работает специальный штаб, который мониторит ситуацию на рынке труда молодежи.
— Как в Москве с временной занятостью учащихся?
— Очень важно, чтобы студенты могли работать. И для этого нужно, чтобы город предлагал им рабочие места, позволяющие совмещать учебу с трудом или работать только в период каникул. В условиях кризиса эта проблема особенно актуальна. Ведь многие учатся на платных отделениях, а работа дает возможность помочь родителям оплатить образование. Недавно проходило расширенное заседание президиума совета ректоров вузов Москвы и Московской области, где говорилось о том, что в условиях кризиса нужен прорыв в области временной занятости учащейся молодежи. В качестве примера можно привести молодежно-студенческие отряды (МСО). В Москве их более 47, и они объединяют более 18 тысяч человек. К слову, несмотря на то что движение трудовых студенческих отрядов имеет давнюю историю, оно до сих пор не закреплено в законе. Сейчас, правда, в Госдуме рассматриваются поправки в федеральные законы “Об образовании”, “О высшем и послевузовском образовании”, которые закрепляют само понятие “студенческие отряды” и на законодательном уровне дают право студентам организовывать такие отряды. Но этого, безусловно, недостаточно, потому что студенческие отряды являются частью большого движения молодежно-студенческих отрядов, в котором помимо учащихся вузов и средних профессиональных образовательных учреждений участвует и другая незанятая молодежь. Поэтому следующим шагом должно быть закрепление понятия и статуса молодежно-студенческих отрядов в законе о государственной молодежной политике, которого, кстати, пока нет (он только разрабатывается Госдумой). К тому же необходимо разработать законодательную инициативу, направленную на поддержку МСО, иначе они не смогут выжить в условиях кризиса. Пример: в прошлом году Штаб молодежно-студенческих отрядов Москвы участвовал более чем в 150 конкурсах на благоустройство территорий. Угадайте, сколько конкурсов выиграли МСО?
— Неужели все?
— Всего-то лишь 5 на общую сумму около 2 миллионов рублей. По действующему федеральному закону №94 все соискатели, участвующие в конкурсах, находятся в равном положении. Никаких льгот у МСО нет. Поэтому ребята участвовали в конкурсе на горзаказ наравне с китами рынка благоустройства. Чтобы изменить эту ситуацию, нужны изменения федерального законодательства. И сейчас фракция “Единая Россия” в Московской городской думе приступила к разработке предложений в 94-й федеральный закон, которые позволят установить особый, можно сказать, льготный порядок участия молодежно-студенческих отрядов в конкурсах на размещение заказов для нужд города или муниципальных нужд. А пока, в отсутствие такого особого порядка, город должен, конечно, обеспечить МСО гарантированный объем работы. Именно об этом шла речь на последнем заседании Молодежной палаты при Московской городской думе, в котором принимали участие представители Штаба МСО и профсоюзы. Ребята приняли обращение к мэру Москвы, где попросили его дать поручение всем службам города своевременно исполнять решения оргкомитета по проведению Года молодежи в Москве.
— Да, про Год молодежи как-то мало говорят.
— Потому что в Москве системная работа с молодежью идет не год, не два, а целое десятилетие. Что же касается решения оргкомитета, то в нем давалось поручение всем столичным комитетам, департаментам и ведомствам о формировании гарантированного объема работ для МСО. Речь идет об обеспечении работой экологических отрядов, отрядов потребительского рынка, отрядов соцслужб. Но многие чиновники, включая префектуры, подошли к этому вопросу формально. И на сегодня лишь малая часть ребят обеспечена работой на лето. Кроме того, Молодежная палата просит мэра в 2010 году предоставить не менее 3% госзаказов для выполнения силами МСО и рассмотреть возможность принятия специальной целевой программы поддержки МСО. Недавно проведенное анкетирование 50 тысяч студентов вузов показало, что 35 тысяч опрошенных хотят участвовать в работе студенческих отрядов.
— Чем занимаются эти молодежно-студенческие отряды?
— Есть 14 направлений, по которым они могут работать. Это строительство, благоустройство города, МЧС (есть отряды спасателей), экология, социальные службы, есть железнодорожные отряды.
— Они что, как тимуровцы?
— Да нет, тимуровцы работали бесплатно, а члены МСО получают деньги. Так что это не только трудовое воспитание, но и возможность для студентов подработать.
— На картошку, свеклу сегодня студенты не ездят?
— Нет, никакой обязаловки нет. А возможности подработать — есть. Хотя, конечно, наша молодежь очень разная. Мне часто приходится общаться с молодыми людьми. Наряду с активными, ответственными за свою жизнь ребятами есть и другие. Порой удивляют иждивенческие настроения, звучат вопросы: “А что вы нам можете дать?”, “Какие у нас есть льготы?”, “Как перейти с платного отделения на бесплатное, хотя учусь я так себе?”. А на информацию о том, что есть возможность подработать летом (хоть в сфере обслуживания, хоть в педотрядах), помочь родителям, прозвучал вопрос о том, есть ли возможность отдохнуть бесплатно. Увы, сейчас такие программы сокращаются. Зато можно выехать на семинары в Подмосковье, где отдых совмещается с учебой.
— О каких семинарах идет речь?
— Их традиционно устраивает Молодежная палата при МГД. Спасибо нашему мэру, что, несмотря на кризис, это возможно. Движение юных парламентариев разрастается, и ребят, которые хотят заниматься общественно-политической деятельностью, все больше. Тех знаний, что они получают на семинарах, в институтах не дают: это умение работать в коллективе, разрабатывать собственные социальные проекты и защищать их. С другой стороны, когда они, устраиваясь на работу, пишут в резюме, что работали в консультативно-совещательных органах при властных структурах, это дает свои плюсы.
— На днях в городе прошел конкурс граффити, проведенный по инициативе молодежи. Расскажите о нем.
— Да, ребята раскрашивали центральные тепловые пункты, трансформаторные подстанции и павильоны тепловых сетей. В Москве таких “бойлерных” более 2 тысяч. И они представляют собой легкую добычу для вандалов-граффитистов. Молодежная палата района “Вешняки” выступила с инициативой раскрасить одну из подстанций у себя в районе. Мы с моей коллегой, депутатом Верой Станиславовной Степаненко, рассказали об этом первому заместителю мэра Петру Павловичу Бирюкову. Так родилась идея провести в городе конкурс граффити. В течение месяца ребята раскрашивали “бойлерные” в разных районах столицы. Практика показывает, что, если объект уже художественно разрисован, вандалы относятся к чужой работе уважительно. И вообще, получается очень красиво, настоящее украшение любого двора. Все расходы взяли на себя Московская топливная компания и Московская энергетическая компания. Кажется, мы скупили всю краску в городе, чтобы раскрасить около 200 объектов. В конкурсе участвовало более 100 команд. Такого масштабного мероприятия граффитистов в городе еще не было. У Молодежной палаты при МГД было два объекта — в Братееве и Зябликове. В Братееве ребята рисовали город будущего. Районный этап конкурса закончился, когда подведут итоги и выберут победителей, они выйдут на городской этап. А лучшие из лучших поедут на международный конкурс граффитистов. Остальные получат награды и отдельные призы от организаторов конкурса. Мы искренне восхищены работами художников. Я даже сама попробовала порисовать — это непередаваемые эмоции. А ребята были просто счастливы, их никто не гонял, выдали бесплатно дорогие краски, а остатки разрешили взять себе.
— Какие планы у Молодежной палаты на лето?
— В июне ребятам предстоит решить серьезный вопрос: они хотят заняться мониторингом исполнения законодательства о запрете игорного бизнеса в Москве. И собираются проводить рейды. Уже сейчас игорные заведения меняют вывески. Вместо “игорного дома” пишут “культурно-досуговый центр”, “интернет-кафе”. Кроме того, сегодня предприниматели начали переделывать игровые автоматы в лотерейные, хотя система там такая же: покупаешь билетик, нажимаешь кнопку и узнаешь, есть выигрыш или нет. Члены палаты будут изучать, как игорные бизнесмены обходят законодательство. По мнению ребят, лоббисты оставили в законе множество пробелов, которые позволяют его не соблюдать. По итогам мониторинга ребята разработают поправки в закон. На заседание МП ждут заместителя мэра Сергея Львовича Байдакова, который курирует вопросы игорного бизнеса: возможно, ребята договорятся с ним о совместной деятельности.
— Как вы считаете, идея молодежного парламентаризма в Москве себя оправдала?
— Недавно проект молодежного парламентаризма по итогам его реализации в Москве занял первое место в номинации “проект, направленный на развитие институтов гражданского общества и социального партнерства” в конкурсе “Моя страна — моя Россия”, проводимого Госдумой, Центризбиркомом и Минобразования. А в 2007 году мы заняли первое место в номинации “проект на стадии разработки”. Это — реально работающая в городе система. И хотя задумывалась она как общественно-консультативная, ребята получили поддержку мэра, чего даже не ожидали. Создан Центр молодежного парламентаризма, для его работы выделено здание кинотеатра “Одесса”. Здание нуждается в ремонте, и есть идея сделать из него ударную молодежную стройку. Тем не менее центр есть, и планов много: и работа с молодежными организациями московских диаспор, и поддержка районных молодежных палат, и развитие школьного парламентаризма.