Комитет Госдумы по образованию и Рособрнадзор сейчас ведут активную подготовку к серьезной атаке на тех игроков рынка высшего образования, которые дискредитируют саму суть институтов и университетов, предоставляя условные образовательные услуги, а по факту — торгуют дипломами. В свое время первый мониторинг Минобразования на предмет эффективности вузов вызвал сильные волнения в образовательной среде — проверялись государственные институты и университеты, руководство которых было обеспокоено критериями эффективности и угрозами закрытия. Однако на деле система продемонстрировала собственное бессилие — закрыть вуз, даже если он просто торгует дипломами, оказалось очень сложно.
— Сегодня в стране около 2500 тысяч разных вузов — считая государственные и коммерческие, притом что в советское время было чуть более 500, — говорит руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
— У нас нет никаких планов по количеству закрытых вузов на текущий год, но нам важно, чтобы в системе высшего образования остались заведения, действительно дающие качественное образование. Если вуз на это не способен — он должен уйти из образовательного рынка. И сейчас мы вместе с депутатами Госдумы обсуждаем, как сделать механизм контроля за институтами действенным и прозрачным, а также занимаемся планированием будущих проверок и координацией действий с Генеральной прокуратурой. Всего под проверки попадает более 500 образовательных организаций, с учетом того, что часть их была включена в план проверок на 2014 год, а часть своевременно отозвала лицензии, мы проверим 400 вузов и филиалов.
— Главная задача, которая сейчас стоит перед нами в сфере реформирования системы высшего образования, — это выявление «невузов» и их закрытие, — говорит глава Комитета Государственной думы РФ по образованию Вячеслав Никонов. — Под «невузами» понимаются те учебные заведения и их филиалы, которые занимаются продажей дипломов. Выявлено достаточно большое количество таких «невузов», но возникают проблемы с их закрытием. Существующая законодательная процедура достаточно сложная, громоздкая, требует как минимум двух судебных решений (хотя вполне достаточно и одного!) со стороны судебных органов по месту пребывания учебного заведения, что представляет большие сложности. Если Центробанк способен быстро отозвать лицензию у любого банка, занимающегося незаконной деятельностью, то у Рособрнадзора и Минобразования таких рычагов давления на вузы нет. Безусловно, не нужно предоставлять им это право в предельно облегченном виде, но до определенной степени упростить процедуру закрытия просто необходимо! Мы должны использовать все средства контроля и проверки, чтобы «невузы», не соответствующие государственным требованиям, были лишены не только лицензии, но и аккредитации их образовательных программ. Чтобы это начало работать, требуются поправки в Закон об образовании, над которыми мы сейчас совместно с Рособрнадзором активно работаем в Комитете по образованию в нашей фракции.
— Когда Рособрнадзор сможет начать атаку на фиктивные вузы, вооруженный уже новым регламентом?
— Как только законопроект будет принят, Рособрнадзор начнет более решительные действия. Очень хотелось бы, чтобы те 400 «невузов», выявленных в 2013-м, в 2014-м были закрыты!