Новый Федеральный закон «Об образовании» сильно изменил жизнь московской школы. А на очереди новые изменения, ведь в развитие федерального законодательства активно готовится московское. В его создании, не сомневаются в клубе директоров школ ЮЗАО, объединившем более 60 руководителей школ округа, должны участвовать и они: кому, как не директорам, до тонкостей знать практику повседневности, реальные потребности и подводные камни!
У многих директоров и в самом деле есть чему поучиться, подчеркнул, открывая выездное заседание в центре образования №2006, вице-председатель клуба Сергей Камионский. И в их числе — хозяйка мероприятия, директор центра образования №2006 Вера Илюхина.
Немного статистики
В конце 2013 года центр отпразднует свой 10-летний юбилей. Пока здесь три здания и 1260 детей, объединенных в 39 классов, включая 19 классов младшей школы. (В этом году в центре набрали сразу шесть первых классов, хотя совсем рядом находятся такие продвинутые средние учебные заведения, как языковая и спортивная спецшколы, причем последняя — с бассейном.) А вскоре в образовательный комплекс придут еще 350 малышей: со дня на день завершится процесс присоединения к центру соседнего детского сада.
— Конечно, после объединения директорам всегда приходится решать сложные проблемы, — открыла свой мастер-класс Вера Илюхина. — Но большая школа, большой комплекс — это и большие возможности. Больше детей — но и простора больше, а главное, в большой школе можно выстроить серьезную систему дополнительного образования и привлекать лучшие педагогические кадры.
Кадры решают все!
Поначалу у Веры Илюхиной, как и в большинстве других учебных заведений, было с десяток замов. Сейчас осталось четыре: по воспитательной работе, двое по учебно-воспитательной и по административно-хозяйственной. Остальные направления работы ведут специалисты или координаторы-учителя. Есть, например, педагог, который занимается с одаренными детьми. Есть математик, отвечающий за участие школы в олимпиадах. Есть биолог, взявший на себя заботу о школьном зимнем саде и приобщивший к этому делу команду учеников.
Кстати, слово «команда» в этой школе является ключевым:
— Люди у нас работают командой, и каждый делает очень много, — рассказала замдиректора по АХР Нина Исаева. — Летом, например, наши уборщицы заняты на школьном огороде. Да не только уборщицы: и директор иногда начинает утро с прополки. Или взять школьных рабочих. Один взял на себя все проблемы, связанные с сантехникой. Другой специализируется на работах по дереву, и многое у нас сделано его руками — и в школе, и на нашей территории.
Слаженная работа в команде помогает решить, наверное, главную проблему современного директора школы — избежать окончательного превращения в «эффективного менеджера» и позволить себе остаться учителем. Причем не только для детей, но и для учителей своего коллектива:
— Каким бы директор ни был менеджером, он обязательно должен быть учителем для своих коллег, — не сомневается Вера Илюхина. И крупный образовательный комплекс дает такую возможность.
Проблема роста
— Конечно, образовательный комплекс после слияния детского сада с нашей школой сложится далеко не сразу. В лучшем случае через год, через два, а может, и позже, — признается она.— Для этого нужно создать единый коллектив, а это потребует много времени и сил. Но дело того стоит.
Объединение садика со школой в рамках единого образовательного комплекса, подчеркнула замдиректора Татьяна Новикова, решит много застарелых проблем:
— Прежде всего обеспечит преемственность психолого-педагогического сопровождения детей, а кроме того, сгладит разницу в образовательных программах и в содержании программ дошколки и младшей школы. Сейчас при переходе из детского сада в школу происходит скачок. А нужна профессиональная синхронизация программ! И мы ее достигнем.
В полный профиль
— Другая главная проблема маленьких школ — невозможность качественного профильного обучения и организации учебы в старших классах по индивидуальному плану, — рассказала Татьяна Новикова.— А ведь и то и другое необходимо как для более успешного обучения в школе, так и для поступления в хорошие вузы!
В центре образования №2006 10-е и 11-е классы работают по индивидуальным планам — не по классам, а по группам. Желающих учиться по-новому из четырех классов набралось так много, что в течение прошлого года учителям пришлось создавать всю необходимую документацию: искать, как при таком раскладе отследить успеваемость с посещаемостью, а затем отразить их в классных журналах, совершенно для того не приспособленных.
Вскоре, рассказывает Новикова, стало понятно: вся эта информация должна стекаться в электронные журналы. А сами они должны превратиться из складов статистических данных в форму реализации индивидуальных программ обучения и иметь профильный блок. И в центре справились с этой задачей. А заодно сделали тренажер для индивидуальных программ для завучей других школ: чего им мучиться и изобретать велосипед, когда уже есть наработки! Да и многих попутных сложностей, используя опыт пионеров, можно избежать:
— Социальный заказ родителей на выходе из школы — поступление их ребенка в хороший вуз или получение им хорошей профессии. Поэтому, — рассказывает завуч средней и старшей школы Галина Чугунова, — еще в 2003/2004 учебном году у нас появилась профилизация — социально-экономическая и филологическая. И тут выяснилось: к 7–8-му классам дети стали уходить в другие школы. Например, будущие «технари» — в школу при МГТУ им. Баумана. Понятно, что уходили главным образом сильные ученики. Поэтому мы стали искать способ удержать их у себя. Так мы и открыли технологию индивидуального учебного плана.
Начинается она с предпрофильной подготовки в 7–8-х классах. По сути — подготовки к выбору вуза, в которой участвуют все: педагоги-предметники, школьный психолог, родители. Ребятам много рассказывают о разных профессиях, причем не о парадной их стороне, а о кухне. В результате уже в прошлом году к 10-му классу очень многие ребята определились и стали формироваться профильные группы. Тут самое сложное — составление расписания, ведь старшеклассники учатся не по классам, а по группам. Выход вскоре нашли: если в расписании возникают окна, ребята идут самостоятельно поработать в библиотеку, ведь, в конце концов, индивидуальное обучение — это в значительной степени самостоятельная работа. Не забыли и о тьюторском сопровождении детей, ведь кто-то приходит к первому уроку, кто-то — ко второму, а посещаемость требует присмотра.
— Сейчас по индивидуальным планам мы работаем уже третий год. Проблемы, конечно, есть. Но это дало хорошие результаты: по последнему рейтингу наша школа значительно улучшила результаты и заняла 40-е место по Москве и 4-е по округу, — рассказывают в школе.
Страна народной демократии
Большую роль в жизни любой школы, и особенно крупного образовательного комплекса, должна играть родительская общественность. То есть управляющий совет, утверждает Вера Илюхина:
— У управляющего совета сегодня много полномочий — надо лишь, чтобы его работа не была формальной. Нам, например, крупно повезло. Глава управляющего совета нашей школы по специальности строитель, и многое во время наших ремонтов получилось как надо благодаря его помощи и советам. Примечательно, что дочка нашего главы управляющего совета уже три года как закончила школу и ушла от нас. А он остался — прикипел душой. Это ли не везение?! Ведь в некоторых школах, как все мы знаем, управляющие советы не помогают школе, а лишь вставляют палки в колеса.
Дополнительное образование
В образовательном центре №2006 сложилась мощная система дополнительного образования — кружки и секции там посещают около 800 детей или более 63% контингента школы. Это осознанная политика школьной администрации:
— Нельзя заниматься одним учебным процессом и давать детям только знания, пусть и высокого качества, — подчеркивает Вера Илюхина.— Надо удерживать в стенах школы как можно больше детей! И не только чтобы они были под присмотром, но также чтобы через систему дополнительного образования они получали правильные духовно-нравственные ориентиры.
Школьная мастерская, например, в урочное время используется как кабинет труда, а после уроков — для работы кружков. Именно здесь мальчишки из 5-х и 6-х классов выточили из дерева затейливый шахматный столик и шахматные фигурки и вскоре повезут всю эту красоту на олимпиаду школьников.
Рядом — зал хореографии с настоящим станком для юных балерин и зеркалом во всю стену. Участники этого кружка, как оказалось, пользуются в городе самой широкой славой и выступают даже в Кремле. Есть и другие возможности реализоваться. Хочешь — иди в военно-спортивный клуб «Ратник» с выездами в экспедиции по местам боев Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной. Хочешь — на «Уроки доброты» знаменитого Юрия Куклачева.
Для младших классов в школе работают три группы продленного дня. И как работают — до 20.00! Не уходят после уроков и ребята постарше: кто в кружках, кто в школьной телестудии, а кто просто режется в рекреации в настольный теннис. Не школа, а дом родной!
«Музей в чемодане»
Центр №2006 наполнен самыми разными музеями: всего их тут 12, в том числе 4 — по-взрослому сертифицированные. Первый встречает посетителей прямо у входа в школу. Это «Музей сов». Сова, как известно, является символом мудрости и в этом качестве красуется на гербе школы. Постепенно сложилась традиция: все — учащиеся, учителя, выпускники прошлых лет — отовсюду везут в альма-матер изображения сов: фигурки, рисунки, чучела. Из этих даров и сложился музей.
А вот «Театральная гостиная», первоначально открытая к 100-летию любимого актера Ростислава Плятта, а теперь служащая местом проведения театральных и литературных вечеров. В небольшой выгородке — старинный интерьер с дамами-манекенами в туалетах начала XX века, сгруппировавшимися вокруг чайного стола со старым фарфором. Здесь же хранятся 1,2 тыс. старинных грампластинок. А рядом — афишная тумба, заклеенная объявлениями о предстоящих мероприятиях.
Небольшой переход — и вот Этнографический музей, где дважды в месяц проходят традиционные чаепития городского клуба «Московская завалинка». Здесь дети приучаются быть патриотами, впитывая народное искусство и фольклор. Неподалеку — Стена памяти с вложенной в нее капсулой с обращением учащихся к будущим поколениям и разными пожеланиями. (Капсулу решено вскрыть и посмотреть, что из пожеланий прежних школьников сбылось, в 2020 году.)
Есть среди музеев этой школы и непривычные. Взять хотя бы проект «Музей пришел в класс». В его рамках к юбилеям ученого Вернадского и сказочника Бажова ребята самостоятельно собрали и выставили в витринах коллекции минералов. А затем каждый школьник рассказал о принесенном им образце все что знал. Все эти экспонаты и сейчас участвуют в изучении географии и химии. Равно как и выставки проектных работ школьников, находящиеся в рекреациях и коридорах. Например, «Бабочки». Или, скажем, «Аквариум»: вода в нем условная, из синей бумаги, а ракушки и сушеная рыба-игла — настоящие.
Или совсем непривычный проект — «Музей в чемодане». Идея такая: учитель приносит в класс полный чемодан артефактов. Например, предметов эпохи Великой Отечественной войны. А дети могут их трогать, разбирать, даже примерять. И все это — под разговор об истории нашей страны.
Переход из одного школьного корпуса в другой также своего рода музей — культуры, трудолюбия и природы. Переход преобразован в настоящий зимний сад с экзотическими растениями и скамейками. Ухаживает за ним учитель биологии со своей командой учащихся. Дверей из коридора нет — зайти в любой момент может каждый желающий. И дети, по словам учителей, научились беречь красоту: раньше были случаи «потравы», а позже их не стало. Это ли не успех команды центра образования №2006?