По данным Рособрнадзора, из 2,8 тысячи профессиональных образовательных учреждений России лишь 593 вуза (или 19%). 1376 представляют собой филиалы государственных вузов и еще без малого 500 — филиалы негосударственных. Между тем распределение между ними студентов таково: в госвузах 62% учатся очно и 35% заочно, в негосударственных же 75% учатся заочно, лишь 19% очно и еще 6% — вечером, подчеркнул глава ведомства Сергей Кравцов. В филиалах же негосударственных вузов 90% всех студентов — заочники. Причем именно там в основном и готовят столь популярных сегодня юристов с экономистами. «Картина с качеством обучения ясна», — подчеркнул Кравцов.
В отличие от развитых стран качество образования в России гарантирует не общественно-профессиональное сообщество, а государство. Набор используемых им механизмов немудрен: лицензирование, аккредитация, контрольно-надзорная деятельность. Однако данные меры «качество образования обеспечивают не вполне», констатировал зам. министра образования и науки Александр Климов. И с этим надо срочно что-то делать.
Вместе с Минтруда образованцы подготовят около 800 профессиональных стандартов, без которых не сделать стандартов образовательных, да и общественно-профессиональной аккредитации не ввести. Но это, по оценке Климова, займет 3–4 года (пока профессиональные стандарты подготовлены лишь по некоторым специальностям). А до тех пор власти пойдут испытанным путем — ужесточения правил госаккредитации и лицензирования.
Соответствующие документы Минобрнауки уже готовит. И, в частности, рассказал глава думского Комитета по образованию Вячеслав Никонов: «Нужен механизм отзыва лицензии у вуза, который не ведет должную образовательную деятельность. Сейчас сделать это практически невозможно — вначале нужно выиграть два судебных процесса, притом по месту расположения вуза, что еще сильнее затрудняет дело. Нам срочно нужны законодательные изменения: закон должен не запрещать псевдовузы, а защищать от них граждан России».
Среди других рекомендаций слушаний пилотный проект по включению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в процедуру аккредитации государственной; выделение при мониторинге эффективности вузов профессиональной направленности оцениваемых учебных заведений, и прежде всего педагогических вузов; привлечение к процедурам профессионально-общественной аккредитации образовательных программ техникумов зарубежных экспертов. Окончательный вид новых правил будет обнародован примерно через месяц.