Рассмотрев доработанную версию концепции преподавания школьной истории, синклит историков под предводительством спикера Госдумы, председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина, нашел ее «существенно улучшенной», «сбалансированной» и «политически не ангажированной».
Среди главных новаций, ожидающих школу после окончательного принятия документа, Нарышкин выделил возврат к линейному преподаванию истории с начальной школы по 11-й класс (при нынешней концентрической системе всю историю проходят к 10-му классу, а два последних года повторяют заново) и синхронизацию преподавания отечественной истории с мировой. Сама же концепция, уточнил научный руководитель рабочей группы, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, не только очертила круг персонажей, дат и событий, о которых расскажут в школе, но и выделила наиболее сложные для понимания, не говоря о преподавании, вопросы истории нашей страны. И прежде всего не задавшийся с самого начала (революции, войны, культ личности) и до самого конца (перестройка, постперестройка) ХХ век.
Впрочем, «разные точки зрения при обсуждении — лишь повод для активизации научных исследований», подчеркнул он. Во всяком случае, после единого школьного курса отечественной истории рабочая группа готова заняться разработкой еще одного — всеобщей истории. Там снова придется обходить острые углы. И это, похоже, станет главной идеей всей школьной истории.
Взять хотя бы щекотливый вопрос о вхождении в состав России национальных окраин. По словам директора Института российской истории РАН Юрия Петрова, в концепции решено уйти «от стереотипов и черно-белого изображения: безмерная эксплуатация окраин либо их полная гармония с центром». Зато будет представлена роль всех основных традиционных религий России, а жизнь народа покажут школьникам в полном объеме, для чего, с одной стороны, в курсе усилят этнографические мотивы, а с другой — впервые! — покажут не только «высокую», но и массовую культуру.
Что касается исторических трагедий, которыми так богата наша история, то их от детей решили не скрывать. Но рассказывать о них будут так, чтобы вызвать «историческое сопереживание» — то есть используют в «дидактическо-воспитательных целях». Ученикам же выпускных классов историю «дадут как предмет не для заучивания, а для размышлений». А потому — «с изложением разных точек зрения на те или иные события» (учителям, которым придется решать эту сложную задачу, раздадут специальные методички). Тем не менее Октябрь 1917 года будет называться в школе «великой русской революцией ХХ века», а период культа личности — «сталинским социализмом». Закончится курс школьной истории 2012 годом. То есть современной президентской администрацией.
Будет ли этот период по аналогии именоваться «путинским капитализмом», осталось неизвестным. Однако другие предложения историков оказались более чем политкорректными. Например, давать школьникам «период Золотой Орды как вхождение Руси в состав великой степной державы». Или рассказать им о российском масонстве и его влиянии на формирование декабристского движения. Или о народовольческом терроризме, стоившем жизни Александру II Освободителю. «Писать историю в обществе, где больше мнений, чем сортов сыра, очень трудно, — констатировал декан истфака МГУ Сергей Карпов. — Критика будет в любом случае. Так что ориентироваться надо на мнение специалистов».
Концепцию преподавания самого каверзного из всех школьных предметов опубликуют 27 сентября и после недолгого обсуждения примут. На ее основе 1 ноября Минобрнауки объявит конкурс на написание единого учебника истории.