Проблем со школьной формой уже появилось немало. Это и дефицит размеров, и жесткие условия, выставляемые родителям со стороны производителей, с которыми сотрудничает школа, — фактически монополистов, и низкое качество материалов и пошива.
— Продаваемая сегодня школьная форма из категории недорогой и доступной в массе своей опасна для здоровья детей! — говорит Надежда Головкова, председатель правления Московского общества защиты потребителей, член Общественной палаты г. Москвы. — Беда в том, что решение по форме на высшем уровне принято, но наши известные предприятия, выпускающие качественную одежду, могут обеспечить своей продукцией примерно 3 миллиона школьников из 12 миллионов! Поэтому к этой теме подключилась масса мелких производителей и импортеров, качество которых порой ужасное. Стандарты не предполагают определенный состав ткани формы — сколько, скажем, шерсти, полиэфирных волокон, лайкры и т.д. Стандарты требуют определенных свойств ткани, которые могут быть достигнуты разным соотношением компонентов. Вот только определить качество на глаз порой невозможно — ткани с разными свойствами могут выглядеть и ощущаться на ощупь одинаково. Второй серьезной проблемой является прямой обман покупателей — на этикетке, скажем, пишут 20% вискозы, а на деле ее 5–6% от силы, остальное — синтетика. Оптимально — до 65–70% полиэфирных волокон, остальное вискоза, шерсть или хлопок.
Национальный союз производителей школьной формы провел исследования качества формы, которая сейчас продается в магазинах и уже висит, свежекупленная, в шкафах у родителей школьников. Результаты, честно говоря, шокируют.
— В последнее время увеличился уровень заболеваемости среди детей до 14 лет на 20% — и в основном за счет контактных дерматитов и аллергий, чему явно является причиной одежда, — рассказывает Александра Алдушина, исполнительный директор Национального союза производителей школьной формы. — Мы провели исследование формы эконом-класса по многим регионам России — Москва, Московская область, Ростов, Краснодар, Ставрополь, Брянск, Тверь, Нижний Новгород и т.д. Было закуплено 65 образцов школьной формы, которые затем отданы на гигиенические исследования в лабораторию Научного центра здоровья детей. Из этого количества всем положенным параметрам соответствующими оказалось всего 6, т.е. только каждый десятый образец!
Сегодня на рынке нет здоровой конкуренции — известные российские производители не могут конкурировать с формой за 1000–1200 рублей, соблюдая все гигиенические нормы. Нормальная качественная форма, производитель которой соблюдает требования и не обманывает с этикеткой, не может стоить дешевле 2000–3000 рублей. И вот парадокс — мама не купит ползунки для младенца из 100% полиэстера никогда, но платье для первоклассницы почему-то покупает…
Надо отметить, что папы и мамы могут провести точно такие же исследования уже конкретно той одежды, что они купили. Как это можно сделать?
— Не все лаборатории работают с частными лицами, — говорит Александра Алдушина. — Однако некоторые принимают образцы от граждан — например, та же самая лаборатория Научного центра здоровья детей. Стоимость простой проверки по 3 показателям (остатки химических веществ на поверхности, воздухопроницаемость и гигроскопичность) — 1500 рублей, при этом после получения результатов экспертизы продавец будет обязан вернуть вам деньги не только за товар, но и оплатить анализ и все накладные расходы.
Исследование, о котором рассказала Александра Алдушина, касалось недорогой формы, однако в дальнейшем оно будет продолжено в сторону более качественной и дорогостоящей. По словам исполнительного директора Национального союза производителей школьной формы, примеры неудачной формы в дорогом сегменте тоже есть:
— Скажем, пиджачок сшит из ткани, в которой почти 60% шерсти, о чем может быть честно написано на этикетке, но вот подкладка у него сделана из 100% полиэстера, о чем умалчивается. А это ведь сводит на нет весь эффект от качественной дышащей ткани верха!