“МК” нашел столичную школу, где уже шесть лет знания учеников оценивают по 10-балльной системе. И выслушал мнения о плюсах и минусах нового проекта.
Все эксперты сходятся в одном: подобная инициатива в головах чиновников созрела после беседы Дмитрия Медведева с учителем физики из Ногинска во время финала конкурса “Учитель года”. Тогда педагог пожаловался, что системы оценок в аттестате и свидетельстве ЕГЭ очень разнятся.
ДАМ решил, что ввести новую шкалу оценок действительно стоит. Правда, не 100-балльную, как в ЕГЭ: это уже перебор. А всего лишь десяти. Проработать проект президент поручил главе Минобрнауки Андрею Фурсенко. Хотя все это мы уже проходили.
— В нашей школе такой эксперимент проходил пять лет назад, — вспоминает замдиректора школы №1968 Ольга Яковлева. — Но в итоге пришлось вернуться к традиционной системе. Ведь в дневники мы ставили детям “десятки” и “девятки”, а в конце четверти и года приходилось переводить эти оценки в пятибалльный “формат”.
Этот перевод и озадачил учителей. Так, к примеру, у ребенка выходила “восьмерка” — то есть пять с минусом. А по традиционной шкале ему приходилось ставить “четверку”.
А вот в школе № 1071 уже на протяжении шести лет в дневниках всех учеников со 2-го по 11-й класс — сплошная “десятичная система”.
— Неизменной у нас осталась только “единица”, — поясняет “МК” замдиректора по УВР Елизавета Шацкая. — “Двойка” по нашей системе — это три с минусом. Три — обычная “тройка”. А четыре — это три с плюсом. Этот принцип применим ко всем оценкам. Так, вместо “пятерки с минусом” ученикам ставят восемь. Вместо обычной “пятерки” — девять. Ну а уж если ребенок очень постарался — тогда десять.
Сперва эксперимент провели только в гимназических классах. Ведь, как поясняют в школе, талантливые дети достойны вариативного подхода к оценке знаний. А с 2005 года на десятибалльную систему “посадили” всех учеников.
— Причем и за четверть они тоже получают “девятки” и “десятки”. Только при выдаче аттестата приходится применять традиционную шкалу, — поясняет Шацкая. — А когда ребенок переходит в другую школу, мы в ведомость вклеиваем ему листочек с традиционными отметками.
Педагоги всеми руками за новую инициативу. Причем уверяют, что согласны и родители.
— У учителя появляется больше возможностей оценить знания ученика, — говорит замдиректора. — Причем для сильных детей такая отметка является более объективной, а слабых мотивирует к дальнейшему совершенствованию. Так, ученик получил “семерку” и понимает, что до “восьмерки” ему всего ничего. А так бы ему поставили “четверку”. А до “пятерки” еще тянуться и тянуться.
В интернете среди родителей на этот счет возникла целая дискуссия. Одни пишут, что нововведение позволит их чадам улучшить результаты. Другие жалуются, что их просто хотят запутать.
“Недавно мой ребенок перевелся в школу, где 10-балльная система отметок. Я, как в первый раз увидела его дневник, даже не сразу въехала. По математике — шесть… По русскому языку — семь… Я его начала за “тройки” ругать. А он мне утверждает, что это “четверки”. Кошмар какой-то”, — жалуется Lera.
С родителями согласен и президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
— Мамы и папы не будут понимать, какую оценку получил их ребенок. Ведь они привыкли к традиционной шкале. Дети не смогут отстоять свою оценку. Ведь нет традиционных критериев, за что ставится “семерка”, а за что — “восьмерка”. Кроме того, нужно будет переучивать 3,5 млн. учителей. И если в Москве и Санкт-Петербурге педагоги более продвинутые, то в глубинке учителя в лучшем случае будут умножать оценки на два. Возникнет эффект отсутствия нечетных чисел.
Причем больше всего экспертов удивляет, как 10-балльная система поможет ученикам адаптироваться к ЕГЭ.
— Если такой перевод связан с госэкзаменом, почему тогда не перевести на 100-балльную систему? “Садись, Сидоров, тебе 68!” Разве не маразм? — вопрошает Сергей Комков. — Нашу систему образования нельзя подвергать структурным изменениям. Это только будет отвлекать всех от проблемы качества образования.