Традиционная младшая школа просто учила ребенка читать, писать и считать. Однако новый стандарт предполагает, что учителю придется обучать детей способности применять на практике полученные знания, воспитывать личность. В итоге должен появиться выпускник нового качества, “умеющий креативно мыслить, способный нести ответственность перед обществом и государством, вести здоровый образ жизни и уважать мнение других людей”.
Цель — достойнейшая. Однако для ее достижения в стране пока нет ресурсов. А значит, многое придется менять. Как отмечают эксперты, надо всерьез задуматься о введении в стране 6-летней начальной школы. Во-первых, потому что опыт таких развитых стран, как Франция, Великобритания, Израиль, Япония однозначно подтверждают, что более длительное обучение в начальной школе уменьшает стрессы и способствует лучшей успеваемости в старших классах. А во-вторых, потому что это позволит решить целый комплекс проблем. Например, рост учебных перегрузок; введение в программу духовно-нравственного блока и современных интегрированных курсов; изучение иностранных языков со 2-го класса. (В нынешней 4-летней младшей школе усиленное изучение чужого языка, по словам экспертов, мешает толком выучить собственный). Правда, в этом случае в повестку дня снова встанет вопрос о 12-летке.
Есть, по словам специалистов, и другие несостыковки. Например, к новому стандарту не подходит такая форма итоговой аттестации, как ЕГЭ, выявляющий не компетенцию или уровень креативности, а остаточные знания по отдельным предметам — то, от чего как раз и призван увести новый стандарт.
Тщательно будут отбирать и студентов педвузов. И внимательно следить за их распределением после окончания альма-матер. В число рекомендаций президенту вошло предложение провести в 2010 году особый “призыв” в педвузы — 100-процентный целевой набор с последующей обязательной отработкой в школах.