Участники Второй всероссийской педагогической конференции констатировали: российское образование находится на пороге системного кризиса, усугубляемого мировыми финансовыми проблемами. В такой ситуации, отметили они, “образовательная политика становится вопросом национальной безопасности страны”, а поскольку официальная антикризисная программа этой миссии не соответствует, надо принимать альтернативную — АКМ-13.9.
Прежде всего педагогическая общественность требует, чтобы государство не сокращало образовательные бюджеты, а поддержало в трудное время учителей, детей и их семьи, школы. Среднее образование предлагается сделать полностью бесплатным, бюджетный набор в вузы увеличить минимум до уровня 2004 года, а жизнь студентов-внебюджетников облегчить за счет беспроцентных возвратных субсидий с отсрочкой платежа до окончания учебы. (Государство готово расщедриться лишь на льготные образовательные кредиты, да и по тем никак не может договориться с банками.) Нуждающимся родителям дошкольников предлагается вдвое увеличить субсидии на оплату содержания детей в садиках. А учебным заведениям, работающим по лицензии, наконец отменить налоги: не дело, чтобы “школу и “Газпром” облагали налогами на равных”, — обижаются педагоги.
Не менее 500 млрд. рублей по их плану должны быть выделены на поддержку учителей. Прекращение с этого года федерального финансирования фонда их зарплат в ряде регионов привело к резкому падению заработков. Так плохо, по словам участников конференции, преподаватели не жили уже давно. Особенно трудно приходится воспитателям детсадов. Поручение повысить их зарплаты хотя бы до уровня школьных учителей, данное еще в 2005 году тогдашним президентом Владимиром Путиным, до сих пор не выполнено, а кризис отнимает последнее. Похоже, отметил зампред думского Комитета по образованию Олег Смолин, пора выяснить, “собирается ли премьер Путин выполнять поручения Путина-президента”.
Вторая группа предложений призвана расширить возможности образования. И прежде всего за счет дополнительного и дистанционного. Еще одно направление связано с приостановлением на время кризиса самых непопулярных в народе реформ в образовании. Так, на 3 года предлагается заморозить введение обязательного ЕГЭ, переход на двухуровневую систему высшего образования, а также все действия по внеочередной аккредитации учебных заведений. Среди других требований — прекратить искусственное сокращение сельских школ и насильственное расформирование специальных учебных заведений для детей-инвалидов без создания специальных условий в обычных школах — решающее слово в том, где учить детей, должно оставаться за родителями, напомнили участники конференции.
Разработанная на базе этих предложений госпрограмма антикризисных мер должна быть утверждена приказом президента или постановлением правительства не позже чем во втором квартале 2009 года, предупреждают они. Иначе будет поздно.