— Сегодня педиатров действительно интересует не только физическое здоровье детей, но и их развитие — чтобы дети усваивали информацию, впоследствии хорошо учились, — говорит Елена Соломоновна.
Говоря о раннем развитии, подразумевают первые три года жизни ребенка — это период максимальной пластичности нервной системы, когда формируются основные навыки и умения. Правильность созревания и формирования нервной системы, конечно, способны оценить только специалисты — педиатры и детские неврологи.
Сегодня существует огромное количество разных методик развития детей (М.Монтессори, С.Лупан, М.Ибука, Ш.А.Амонашвилии и множество других). Все они хороши, но ту, которая подойдет конкретно вашему ребенку, специалисты смогут определить при тестировании. Как рассказывает доктор Кешишян, сейчас в мировой педиатрии появился новый термин — «уход в целях развития». Появляются новые методики, рассказывающие, как ухаживать за младенцами, чтобы их потенциал раскрывался максимально. Начинать развивать ребенка целенаправленно врачи советуют буквально с первых дней его жизни — через прикосновения, активацию слуховых и зрительных образов. А готовить к этому восприятию можно еще во время беременности. «Чем раньше вы начнете заниматься ранним развитием своего ребенка, тем больше у него будет возможностей для раскрытия его личностных качеств», — говорит Елена Соломоновна.
Наиболее эффективные инструменты раннего развития — игрушки. Основное правило очень простое — эти игрушки должны нравиться не родителям, а подходить для детей, отвечать требованиям возраста и умениям. При этом какие-то сверхигрушки, которые стоят целое состояние, детям совершенно не нужны. Они с удовольствием играют даже прищепками для белья. Если ребенок видел какой-то предмет обихода в руках у мамы, а потом он достается ему, это важный посыл заинтересоваться им и выполнить то, во что предлагают ему играть. Например, вынуть из ведерка, сложить в ведерко, переложить из одного в другое… Процесс игры с такими простыми вещами может быть долгим и постоянно усложняющимся.
В игру можно превратить даже процесс еды. «Сегодня многие производители детского питания уделяют внимание упаковке, стараясь привлечь детей яркими картинками. Некоторые снабжают баночки с творожками пазлами, другие придумали мягкие упаковки с пюре, снабженные «интеллектуальными» разноцветными крышками, которые соединяются между собой и образуют фигурки от простой ромашки до замков, башен и зверей. Можно собирать интересные игрушки, попутно развивая моторику пальцев. Элементы игры очень важны для раннего развития», — продолжает доктор Кешишян.
К раннему развитию относится и приобщение ребенка к коллективу — иными словами, поход в ясли или детский сад. Однако многие дети тяжело переживают такие перемены в своей жизни — некоторые кричат, устраивают истерики. «И родители говорят: мой ребенок так меня любит, что не может оторваться. На самом же деле у таких детей не развиты навыки коммуникации. Известно также, что многие дети в детском саду часто болеют. Уверяю вас — большинство таких болезней идет от головы. Примерно три четверти болезней детей в детском саду — чистая психосоматика. Дети подсознательно не хотят идти в детский сад и охотнее хватают вирусы. И не всегда такие болезни нужно лечить — задача педиатра тут не назначать лекарство, а разобраться в проблеме. Чем раньше дети будут приучаться к обществу, тем лучше социализируются в будущем, тем успешнее будут в жизни. Гиперопека же для ребенка плоха с любой точки зрения. Ну а если ребенок совсем не будет ходить в сад, у него появятся проблемы с общением в школе», — продолжает наш эксперт.
Педиатры советуют развивать коммуникативные навыки ребенка с того момента, как он начнет ощущать себя частью социума. Ребенок должен понимать, что он растет в семье, и родители не должны прерывать свои дела или свой разговор, как только малыш начнет требовать внимания. «В 3–4 года переучивать ребенка будет уже поздно», — предупреждает Елена Соломоновна.
Сегодня многие психологи говорят о новом поколении взрослых, которые выросли по методике доктора Спока, — как правило, это бездушные, недолюбленные люди. Доктор Кешишян называет своего коллегу Спока «продуктом советской идеологии»: «Он стал популярен в Америке в период депрессии, поскольку учил не обращать внимания на детскую боль, кормить малышей строго по часам. Эти дети росли с уверенностью: плачь не плачь — никто не подойдет, мама поцелует 2 раза в день, а папа — раз в неделю. В итоге из таких людей можно делать гвозди».
Каким вырастут новые поколения детей? Это во многом зависит от родителей.