Сегодня день рождения Ленина. Мама сводила меня в его Мавзолей, когда мне было 13 лет. Была зима, и мы выстояли длинную очередь от Александровского сада до входа в Мавзолей. И вот настала моя очередь исполнить отцовский долг и сводить к телу Ильича 14-летнюю дочь. Кстати, это была ее инициатива. Казалось бы, какое нынешним детям дело до милого доброго старика с хитрой улыбкой и прищуренными доверительно глазами? Именно таким знали его мы. Наш Ленин то спасал зайцев от наводнения, то откровенничал с печником, то первый бросался на уборку города от мусора, взвалив на себя бревно, то задумчиво слушал Аппассионату. Вряд ли весь этот идеологический бред сейчас преподают в школах. Нынешние дети, родившиеся в эпоху гаджетов, уже не дадут так просто себя обмануть, и все по сто раз видели фото Ленина в очень больном состоянии в инвалидной коляске. Детей теперь история интересует тогда, когда она имеет какие-то реальные и правдивые очертания. Когда я работал учителем в школе, то пожаловался пожилой коллеге, преподававшей в младших классах, на то, что мои дети совсем не слушали мой рассказ о Хиросиме. Они утихли лишь, когда я рассказал им о муляже руки в ожогах и волдырях, которую увидел в Музее мира этого японского города, пострадавшего от ядерной бомбардировки. Учительница успокоила: "Мои никак не хотели слушать про «Молодую гвардию» и притихли лишь на том месте моего рассказа, где фашисты играли головой одного из молодогвардейцев в футбол". Я спросил: правда ли играли, она ответила, что читала об этом в каком- то журнале.
В общем, зачем дочь захотела познакомиться с мертвым вождем, я узнавать не стал и пошел с ней в Мавзолей незадолго до 22 апреля 2014 года. Очередь начиналась все в том же месте, у входа в Александровский сад. Там среди ожидающих было немало иностранцев. Перед нами висела табличка с часами доступа на русском и английском языках. Пока мы ждали, дочь успела позвонить бабушке, бывшей учительнице, и порадовать ее своими патриотическими замыслами. Однако, вскоре телефон, по которому происходил разговор, стал для меня источником жуткого откровения.
Очередь - теперь не такая длинная, как во времена СССР, потому что заканчивается она не у входа в Мавзолей, а намного раньше. Уже очень скоро мы были на контрольно-пропускном пункте у Никольской башни. Там всех проверяли металлодетектором. С детства я помнил, что нельзя проходить ни с какими сумками, и даже мелкими пакетами. Их сдавали в камеру хранения. Бесплатно. Но здесь всех заворачивали в камеру хранения, которая находится все там же, в Историческом музее, однако теперь туда нужно было сдавать все, даже телефон и платить за это определенную сумму. Учитывая, что телефон есть у всех, то в камеру отправлялись все. Мы заплатили с дочкой за два телефона около 100 рублей. Причем вывешенного прайса я так и не увидел. Те, кто были с сумками, платили уже не только за телефоны, а за каждый сдаваемый предмет. Жалко было смотреть на родителей с 2-3 детьми, пришедших в "бесплатный" мавзолей. Чеков нам не давали.
Это все очень смахивает на мошенничество. Ведь если бы в том месте, где формируется очередь, висела информация о том, что нужно сдавать в камеру все, вплоть до телефона, то те, кто пришел компанией, вполне могли бы отдать все это одному человеку, попросив его погулять, и спокойно пройти без лишних трат. Это хорошо, что у нас были наличные. По карте в камере не рассчитывают.
Таким образом, в самом сердце России, рядом с символом российского и советского государств Кремлем, идет бойкая торговля телом Ленина, причем вчерную, минуя налоговую инспекцию. На ностальгии по СССР сейчас зарабатывают дивиденды все, кому не лень. Политики очень любят придумывать всякие лжепатриотические инициативы - вплоть до отрезания языка за умаление роли советского народа в том или ином историческом событии. Деятели шоу-бизнеса снимают немалую прибыль с дискотеками 70-х, 80-х, 90-х. Как бы такая страсть к наживе на истории в полном отсутствии новых креативных идей заработка не привела к мысли отправить на гастроли тело Ленина. В 2007 году о таких замыслах уже сообщалось в прессе.
Комментарии центра по связям с прессой и общественностью ФСО России (именно в ведении этой службы находится Мавзолей):
Проход с фотоаппаратом и мобильником в Мавзолей запрещен давно. В том числе потому, что съемка может повредить телу Ленина. Посетителям предлагается сдать аппаратуру и вообще все запрещенные предметы в бесплатную камеру хранения у Кутафьей башни. Причем, там есть даже соответствующие указатели, чтобы люди могли быстро найти пункт приема. Однако не все желают пройти весь Александровский сад, чтобы сдать там свои вещи. А камера хранения ГИМ (Государственного исторического музея) располагается в непосредственной близости от Мавзолея. Ее услуги платные, но к нам они не имеют никакого отношения. В любом случае у посетителей есть выбор, где им сдать свои вещи.