Повышенное внимание к беспилотникам со стороны представителей отечественных силовых структур говорит об одном: их массовое появление в МВД, Минобороны и МЧС сегодня лишь дело времени. Для силовиков эта техника обладает одним неоспоримым достоинством: она позволяет не подвергать лишнему риску личный состав и выполнять самые разные боевые задачи без потерь. Одна из главных «беспилотных» новинок последнего времени — мобильные комплексы «Верхолаз» и «Водолаз», созданные сотрудниками МГТУ им. Баумана для нужд ФСБ России. Первый из них — это робот с гидравлической клешней, снабженный видеокамерами и оборудованием для поиска взрывчатки. Среди его главных достоинств — возможность поднимать грузы массой до 200 кг и 8 часов непрерывной работы за счет дизель-генератора. «Водолаз» выполняет схожую работу, но ищет бомбы не на земле, а под водой, причем с возможностью погружения на глубину до 100 м прямо с борта судна или любой другой опоры. Для транспортировки обоих беспилотников разработчики предлагают использовать модернизированные грузовики «КамАЗ» повышенной проходимости. Аналоги «Верхолаза» и «Водолаза» на Западе уже существуют, но в России такие устройства создаются впервые.
Среди беспилотных летающих аппаратов главной новинкой последнего времени стал комплекс «Стрекоза», который вскоре может отнять часть «хлеба» у отечественных саперов. С его помощью предполагается проверять местность на наличие взрывных устройств, а принцип работы беспилотника, по словам разработчиков, крайне прост. Диспетчер запускает «Стрекозу» в воздух, а сам подключается к ее камерам и радиолокатору, сканирующему эфир на предмет необычных сигналов. Если в поле зрения беспилотника окажется подозрительный предмет или диспетчер обнаружит «позывные» от бомбы по радиосвязи, то «Стрекоза» зависнет над местом, где, предположительно, находится взрывчатка, ее оператор переключится на направленные вертикально вниз камеры и «прикажет» устройству снижаться. Любопытно, что для обнаружения опасных объектов лететь низко над землей новинке не обязательно — она сможет «засечь» их даже с высоты 30 метров. Кроме того, при снижении дрона (сленговое название беспилотника, происходящее от англ. drone — трутень) начнут работать специальные датчики, сканирующие местность на предмет наличия на ней металлов и электроники. Таким образом, любая бомба может быть обнаружена без непосредственного участия человека — правда, разминировать взрывные устройства самостоятельно «Стрекоза» еще не научилась.
Не меньшей популярностью, чем летающие беспилотники, в последнее время пользуются их наземные аналоги. Один из самых необычных — это компактная четырехколесная платформа, предназначенная для транспортировки носилок с пострадавшим. Конечно, самостоятельно взвалить на себя человека новый дрон не в состоянии, зато в будущем он может значительно упростить вывоз раненых с поля боя или зоны стихийного бедствия. Погрузив на беспилотник пострадавшего, военным или спасателям останется лишь дать «отмашку» оператору устройства, и тот, ориентируясь в пространстве через встроенные в устройство камеры и датчики, полностью возьмет на себя всю спасательную операцию. Компанию дрону-носилкам составляет другой четырехколесный беспилотник — МАКС. По замыслу разработчиков, это устройство длиной около двух метров и массой 270 кг в ближайшем будущем должно заменить собой охранников на различных стратегических объектах, таких как аэродромы и склады, а также выступить в роли разведчика в местах с опасными химическими и радиационными загрязнениями. Для этого дрон под завязку набит различным оборудованием: тепловизорами, приборами ночного видения, средствами радиационной и химической разведки, а также лазерными целеуказателями. Там, где МАКС не сможет проехать, ему на помощь придет установленный на его крыше летающий дрон, который сможет вести разведку даже в самых труднодоступных местах.
— Перспективы у беспилотников весьма впечатляющие, их рынок постоянно демонстрирует рост, — говорит российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов, — причем происходит это как за счет военных, так и за счет гражданских заказов. По некоторым оценкам, мировой рынок беспилотных систем за ближайшие 10 лет удвоится с 5,2 млрд долларов в 2013 году до 11,6 млрд в 2023-м. При этом суммарные затраты на беспилотники за этот период, по прогнозам экспертов, могут составить до 89 млрд долларов. Этому во многом способствует одна из тенденций последнего времени, когда эти устройства используются в качестве платформы, которая дополняется различными модулями под конкретные задачи, что делает беспилотники универсальными и повышает на них спрос. Что до их слабых мест, то главное из них — это несовершенство бортовых систем управления, предназначенных для выполнения узкого круга задач. Из-за этого для выхода из нештатных ситуаций беспилотникам необходима помощь людей-операторов, а также устойчивый канал для связи с ними.