Бывали случаи, когда цунами «доплевывало» и до наших берегов. Камчатка, Сахалин, Курилы — все эти регионы считаются сейсмоопасными, а значит, вероятность возникновения мега-волн здесь достаточно велика.
До недавнего времени жителям этих регионов сообщали о незванных гостях заранее. Дескать, через три часа здесь камня на камня не останется, спасайся кто может. Как можно спрятаться за три часа — другой вопрос, но по крайней мере, правило «предупрежден - значит вооружен» на Дальнем Востоке действовало железно.
До лета прошлого года.
Уже несколько месяцев Сахалин фактически беззащитен перед морским богом Нептуном. Работа российской службы предупреждения о цунами фактически парализована. А все потому, что гидрометеорологов заподозрили в … шпионаже. Не иначе как пытались продать данные о грядущих катаклизмах японцам.
Приборы-шпионы
24 августа 2013 года на Курилах разыгралось настоящее маски-шоу.
Люди здесь живут тихие, спокойные, к резким движениям не привычные, поэтому появление людей в масках и с автоматами сначала приняли за съемки фильма. Ну кто всерьез может проводить войсковую операцию на территории, заселенность которой - один человек на сто медведей? Тем не менее, визитеры и не думали играть в кино.
Это были сотрудники ФСБ.
Они явились на автоматизированные посты наблюдения за уровнем моря «Южно-Курильск», «Малокурильское», «Курильск» и «Северо-Курильск» в Сахалинской области. Эти посты входят в структуру ФГБУ «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (УГМС) и занимаются наблюдениям за уровнем моря в интересах службы цунами.
Пришли, как положено, с ордером. Чекисты предъявили гидрометеорологам Постановление Сахалинского областного суда на проведение оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Как следовало из этого документа, у ФСБ, якобы, были достоверные данные «о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной и экономической безопасности Российской Федерации, а также о возможном совершении преступления, предусмотренного статьей 283.1 УК РФ "Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну». Иными словами, фээсбэшники заподозрили гидрометеорологов в шпионаже. Конкретных подозреваемых у них не было. Но суд разрешил им изъять оборудование для его проверки на 2 месяца. Что они и сделали.
Как утверждают сотрудники УГМС, осуществлялась выемка, мягко говоря, не слишком аккуратно.
- В «Малокурильском» перерезали кабель с датчиком, хотя можно было аккуратно его отсоединить, не повреждая, - рассказывает начальник Центра цунами Татьяна Ивельская.
Оборудование силовики пообещали вернуть после проверки.
Конечно, наивно было бы предполагать, что Тихий океан согласится вести себя прилично, пока контрразведчики будут искать шпионов. Но это, видимо, не слишком волновало сотрудников ФСБ — и целый регион остался без защиты от цунами. Сотрудники УГМС стали бить во все колокола. Они написали жалобы в Росгидромет, Правительство Сахалинской области, Прокурору Сахалинской области, руководителю ГУ МЧС России по Сахалинской области, а также начальнику УФСБ по Сахалинской области.
У чекистов запросили объяснения. И 4 октября от УФСБ по Сахалинской области в адрес ФГБУ «Сахалинское УГМС» поступило письмо с разъяснением. И, если раньше чекисты обвиняли гидрометеорологов в шпионаже, то в письме-ответе об этом уже даже не упоминалось. Оказывается, гидрометеорологи оказались виноваты лишь в том, что «размещение в морской среде изъятой аппаратуры требует получения разрешения на проведение морских научных исследований в Министерстве образования и науки РФ и согласований с федеральными органами исполнительной власти в области обороны, безопасности, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации». Иначе говоря, теперь фээсбшники настаивали на том, что у гидрометеорологов не хватает разрешений на установку оборудования для научных исследований. А поэтому пусть лучше аппаратура пока побудет у них.
Неразрешимая ситуация
Татьяна Ивельская уверена, что у них с разрешениями все в порядке:
- Работы по установке этого оборудования производились в рамках Федеральной целевой программы, а на оборудование производства США, установленное на основании распоряжения Правительства в 1999 году в Северо-Курильске, имеются все разрешения, включая и саму ФСБ.
Кроме этого, по утверждению Ивельской, они вообще не проводят научных исследований, которые необходимо согласовывать с Минобрнауки.
- В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 372 «О федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» с изменениями согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года основной задачей Росгидромета является обеспечение гидрометеорологической безопасности Российской Федерации и предоставление госуслуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды. Кроме того, в соответствии с ФЗ от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и Постановлением Правительства РФ от 30.04.2004 г. № 391 УГМС не проводит исследований, на которые требовалось бы получать разрешение в Министерстве образования и науки Российской Федерации и согласований с уполномоченными федеральными органами, - объяснила Ивельская, чем руководствуются гидрометеорологи в своей работе.
«На стороне» метеорологов и Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», лично утвержденная высшими лицами государства. А кроме этого, морские гидрометеостанции и посты входят в состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ответственность за функционирование которой возложена в том числе на Росгидромет.
Но Росгидромет далеко, первые лица государства высоко, а ретивые чекисты — здесь, под боком. И объяснять им все эти тонкости оказалось равносильно попытке спастись от цунами с помощью зонтика.
Прошло два месяца. Работники УГМС каждый день с тревогой поглядывали в сторону моря и при малейшем порыве ветра хватались за сердце. А оборудование возвращать никто не собирался. На запросы Сахгидромета по этому поводу чекисты вообще не реагировали.
Татьяна Ивельская не опускала руки — продолжала писать жалобы. Но на местном уровне вопрос оказался неразрешимым.
Тогда в ситуацию вмешался директор Института океанологии имени Ширшова РАН, который обратился к вице-премьеру Правительсва РФ Дмитрию Рогозину.
И это возымело свое действие. Реакция ФСБ последовала незамедлительно. Но вот оказалась она совершенно не такой, как ожидалось.
Не шпион, так расхититель
18 ноября в Центр цунами снова пожаловали оперативники УФСБ по Сахалинской области. На этот раз с новым постановлением Сахалинского областного суда. Теперь чекисты «заподозрили» гидрометеорологов не в шпионаже, а в... мошенничестве. Якобы, в ходе реализации федеральной целевой программы «Снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», ими было похищено у государства 20 миллиардов рублей. Постановление показали заместителю начальника УГМС и начальнику Центра цунами, но даже внимательно вчитаться в суть новых обвинений у растерявшихся гидрометеорологов не было возможности - им отказались дать копию этого документа.
Обыск, как ни странно, проводился не в бухгалтерии или в кабинете руководства УГМС, что было бы логично, поскольку вроде бы искали следы финансовых афер. Он прошел в кабинете Ивельской и в оперативном зале Центра цунами. Как утверждает Ивельская, по итогам своих мероприятий оперативники попытались записать в протокол сведения о том, что найденные ими финансовые документы они получили именно от нее. Подписать этот протокол директор отказалась.
И через три дня чекисты объявили, что нашли мошенника. Как нетрудно догадаться, мошенницей они назвали Татьяну Ивельскую.
В тот же день женщина попала в больницу с сердечным заболеванием.
О том, что происходило в ее отсутствие, Ивельская узнала от сотрудников Центра, оставшихся на рабочих местах, где фээсбэшники «копали» еще неделю, до 28 ноября. Оперативники при этом постоянно делали намеки подчиненным Ивельской, что начальником Центра она уже не будет. Из этого она сделала вывод, что ее просто пытаются заставить замолчать, а во время обыска чекисты на самом деле искали не следы финансовых махинаций, а жалобы на самих себя, которые Ивельская могла еще написать и отправить в Москву.
Тем более, что коллеги Ивельской рассказали ей об одном странном случае, произошедшем 5 декабря, когда руководство УГМС решило обратиться за консультацией к адвокату. Его кандидатуру метеорологи обсуждали по телефону. В этот же день начальника УГМС позвонили из областного УФСБ и пригласили для беседы в управление. А там ему сказали, что претензий ни лично к нему ни к УГМС нет. Зато они есть к Ивельской. Якобы, она сообщила в Правительство, что «УФСБ уничтожило службу цунами».
После этого причина появления нового, «мошеннического» дела против начальника Центра цунами стала вполне очевидной.
Жизнь директора Центра цунами какое-то время напоминала шпионский детектив.
- За мной вели наблюдение на автомобиле, прослушивали телефонные разговоры (возможно, слушают до сих пор), проводили опрос соседей для сбора сведений о квартире, в которой я прописана, но не проживаю. Также опрашивали соседей на предмет выявления неучтенной сдачи квартиры в аренду, хотя, в действительности в этой квартире проживает семья моего сына. Когда выяснили, что там проживают родственники, стали задавать вопросы, как соседи могут охарактеризовать мою семью, - поведала Татьяна Ивельская.
Обвинение Ивельской так и не предъявили. Да и не в чем ее обвинять: согласно должностным обязанностям, она отношения к финансовым документам не имеет.
Тем временем, оборудование, которое уже давно могли проверить на что угодно до последнего винтика, так и оставалось у чекистов.
А сахалинские гидрометеорологи продолжали бороться за его возвращение.
На этот раз им удалось достучаться до самой Госдумы. В Комитет по энергетике, куда пришло соответствующее обращение, его рассмотрели и смекнули, какими финансовыми потерями для энергетики может стать непредвиденное цунами. Председатель комитета Иван Грачев сразу же послал запрос Секретарю Совета Безопасности РФ Николаю Патрушеву: «Прошу Вас, учитывая масштабность последствий воздействия неоднократно происходивших на Дальневосточном побережье Российской Федерации цунами, дать поручение рассмотреть вопрос о возобновлении в кратчайшее время работы системы предупреждения цунами в указанном регионе, в том числе наблюдения за уровнем моря».
Совбез тоже сработал без проволочек. Там распорядились, чтобы Федеральная служба по гидрометеорологии приняла необходимые меры по обеспечению восстановления системы предупреждения о цунами.
Но как это осуществить на месте? Не закупать же новое оборудование. А в УФСБ по Сахалинской области даже объясняться с гидрометеорологами не считают нужным. Во-всяком случае, те до сих пор так и не получили внятного ответа, когда же закончится, наконец, проверка и на какой предмет она все еще ведется? Какие нарушения были допущены ФГБУ «Сахалинское УГМС», если таковые вообще имелись?
Похоже, ответить на этот вопрос теперь уже не могут и сами фээсбэшники. Во-всяком случае, то, что произошло дальше, это достаточно ярко демонстрирует.
С «уголовкой» не вышло, так возьмем хоть «административкой»
5 февраля УФСБ возбудило в отношении Ивельской... административное дело. Основанием для этого стал осмотр автоматизированного поста наблюдения за уровнем моря в селе Стародубском, проведенным майором погранслужбы (она подчиняется ФСБ) Чигриным. Пограничник нашел у метеорологов... мареограф-самописец - прибор для измерения и регистрации колебаний уровня моря. В момент обнаружения инспектором прибор как раз работал. О чем и был составлено определение по части 1 статьи 8.18 КоАП РФ «Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации». То есть, Чигирин решил, что с помощью этого прибора гидрометеорологи ведут не что иное, как неразрешенную им научную деятельность.
Знакомое «направление ветра», не правда ли?
- Но я уже устала повторять, что «Сахалинское УГМС» не проводит никаких научных морских исследований, - возмущается директор Центра цунами Ивельская. - А я не являюсь должностным лицом, к которым меня причисляют сотрудники УФСБ, так как никаких самостоятельных решений финансового или организационного характера, в том числе о постановке приборов, я не принимаю. Мои задачи и функции, как начальника Центра цунами вполне ограничены и изложены в должностной инструкции. Ее, кстати, сотрудники ФСБ изъяли еще в ноябре прошлого года и за это время уж могли бы прочитать.
Сложившая ситуация - когда силовики, допустив ошибку (а тут, скорее всего, так и было), ни за что не хотят признать ее, наглядно показывает, к чему это может привести. Никто не застрахован от промахов. Не зря же говорят: никогда не ошибается только тот, кто не работает. Руководствуясь здравым смыслом, можно было все исправить еще в самом начале. Но вместо этого незадачливые ловцы шпионов — а они, наверняка, испугались наказания от начальства — решили до конца защищать свою правоту. В своем стремлении оправдаться они зашли настолько далеко, что довели все до абсурда. И теперь, не исключено, им самим придется держать ответ перед законом.
- В действиях сотрудников УФСБ просматриваются признаки превышения служебных полномочий, - прокомментировал ситуацию источник «МК» в Следственном комитете РФ, - Я конечно, не могу категорично заявить об этом, для этого нужно проводить проверку - изучать все имеющиеся документы, но на мой взгляд, у СКР в данном случае есть все основания для того, чтобы начать доследственную проверку.
На сегодняшний день все так и находится в подвешенном состоянии - система предупреждения цунами в Сахалинской области не может выполнять свои обязанности в полной мере. Государственные мужи, сидящие в Москве, кроме писем друг другу, реально ничем не помогли ученых. Хорошо еще, что природа (как и те самые мужи) бездействует и не накрыла Дальний Восток многометровой океанской волной. Можно догадаться, кого первым обвинят и осудят в этом случае за то, что проворонил и не предупредил о цунами.