Требования к водителям — прежде всего безаварийный пятилетний стаж работы, крепкое здоровье, отсутствие вредных привычек и опыт работы с туристскими группами.
— Перед поездкой мы прошли курсы английского языка, — рассказала «МК» Ирина Евсеева. — Но это не так важно — достаточно знать общие фразы. Догадаться, чего хотят пассажиры, можно и по жестам. А вообще многие иностранцы с большим удовольствием говорят (или, по крайней мере, стараются) на русском. И, кстати, реагируют на женщину за рулем без особого удивления.
Подготовка водителей проводилась в два этапа. Первый был теоретическим и проходил по месту их основной работы — в Московской области, Санкт-Петербурге и Казани. Водителям рассказывали, что такое олимпийская семья, как работать с туристами и командами. На втором этапе была стажировка по будущим маршрутам. Водителей сопровождали специалисты, которые объясняли, как поступать в тех или иных ситуациях.
По сочинским дорогам ездят автобусы «ЛиАЗ» и «ГолАЗ», специально изготовленные для зимней Олимпиады. Их вместимость — от 100 до 115 человек. После завершения церемонии открытия Олимпиады транспортники всего за полтора часа перевезли 40 тысяч зрителей, которые решили добраться до дома на автобусах.
Сейчас салоны имеют по три места для колясочников. А для проведения Паралимпийских игр (с 7 по 16 марта) количество мест для инвалидов увеличится до пяти. Салоны оснащены системой «Говорящий город», которая позволяет слабовидящим людям ориентироваться при передвижении между спортивными объектами.
Только за первую неделю Олимпиады олимпийскими автобусами воспользовались 300 тысяч пассажиров. А за весь период соревнований, включая Паралимпиаду, планируется перевезти 1,7 млн человек. Автобусы оборудованы системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, и данные обо всех передвижениях стекаются в единый логистический транспортный центр. Происходит синхронизация работы авиатранспорта, автобусов и электричек.
Концепцию транспортного обслуживания участников и гостей Олимпийских игр разрабатывали десятки экспертов. Они создали около 100 алгоритмов реагирования на нештатные ситуации — чтобы не впопыхах решать, а действовать по плану. Водители никогда не остаются один на один с проблемой и могут в любую секунду связаться с сотрудниками логистического центра. Специалисты Международного олимпийского комитета были удивлены размахом, с которым Россия подошла к этому вопросу. Ну а большинство пассажиров даже и не догадываются, что прекрасное функционирование транспорта денно и нощно контролируют специалисты высокого класса.