Самым ярким и потому печальным образом подобный стиль работы высветился на примере недавней дорожной трагедии в Ленинградской области с многочисленными трупами. В телеграфном стиле напомним, о чем идет речь: утром минувшей субботы на 16-м километре автодороги Выборг — Брусничное микроавтобус Volkswagen столкнулся со встречным лесовозом Scania. В результате аварии погибли десять человек. Два пассажира микроавтобуса и водитель лесовоза в данный момент находятся в реанимации в больнице города Выборга в состоянии средней тяжести. Разумеется, возбуждено уголовное дело.
А дальше начинается самое мерзкое. В тот же день местная ГИБДД распространила сообщение: «...водитель микроавтобуса Volkswagen на крутом повороте не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с лесовозом». Стандартная формулировка в духе «сам виноват, а мы тут ни при чем».
Но уже на следующий день Выборгская прокуратура выдает совершенно иную версию трагедии: оказывается, ее сотрудники, выезжавшие на место трагедии, установили, что там в субботу утром был гололед, «в результате чего на правом повороте автомобиль Volkswagen занесло на полосу встречного движения, где произошло столкновение с автомобилем Scania»! Совершенно иной расклад, не правда ли? Все очень просто: «В ходе прокурорской проверки установлено, что участок дороги, на котором произошло ДТП, по договору с российской стороной арендован Финляндией, которая обязуется обеспечить надлежащее содержание дороги», — официально докладывают общественности прокуроры. Раз отвечают за дорогу финны, а не наши чиновнички, можно с них спросить по полной!
Судя по всему, кабы не это обстоятельство, все произошедшее, как давно уже принято на Руси, списали бы на безответного покойника — на водителя микроавтобуса. И все шито-крыто, дорожники и полицейские, призванные следить за состоянием трассы, ни при чем!
А теперь самое время вспомнить о том, что, даже согласно лукавой гаишной статистике, по всей стране с каждым годом происходит все больше и больше аварий по причине неудовлетворительного состояния дорог. Так, за 2013 год только по этой причине произошло 53 000 аварий! Это гораздо больше, чем по вине пьяных, пешеходов и неисправных машин, вместе взятых! Это 26% от всех ДТП за 2013 год. На четверть больше случаев, нежели годом ранее!
И это в условиях, когда сотрудники ДПС в большинстве случаев предпочитают указывать в протоколах в качестве причины аварии, например, не «обледенение асфальта» или «снежные заносы», а «водитель не справился с управлением». Есть сильные подозрения, что оформление таких ДТП по-честному даст чуть ли не 50-процентную долю ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорог в общей статистике аварий. И прошлогодние цифры жертв такого рода дорожных происшествий — 7400 убитых (на 6,4% больше, чем в 2012 году) и 67 400 раненых (на 23% больше) — покажутся цветочками!
Одним из результатов трагедии в Ленинградской области стало то, что Выборгская городская прокуратура «проводит проверку по соблюдению действующих норм надлежащего содержания автодороги и обеспечения безопасности дорожного движения». А по поводу «содержания и безопасности» остальных, «нефинских», дорог области у прокуроров сомнений, по-видимому, не закрадывается. В случае чего на тамошних направлениях причиной ДТП может быть исключительно «водитель не справился с управлением». Как и по всей остальной России, впрочем.