Разговор о безобразиях в ФСКН зашел после проверки правозащитниками одного из столичных СИЗО. Некоторые арестанты рассказывали, как они до водворения в этот изолятор «весело» проводили время в гостях у борцов с наркомафией... Не кормили, били, не дали позвонить и сообщить близким о задержании, оставили на ночь... - вот далеко не полный перечень жалоб.
- По утверждению подследственных, по меньшей мере в 5 отделах УФСКН по Москве, в том числе в ЦАО и СВАО, есть клетки для задержанных, - отмечает член Совета при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества Андрей Бабушкин. - Около 100 человек готовы засвидетельствовать, что видели их или даже сами там находились. Там нет никаких условий для сна. Покормить задержанных? Да такой мысли даже в голову не приходит!
Вообще, по закону, если человека задерживают больше, чем на сутки, его обязаны отправить в ИВС или СИЗО. Нет ни одного документа, в котором бы прописывался порядок содержания наркоманов при отделах ФСКН. Потому и деньги на сухпайки или горячее питание, как в полицейских или тюремных изоляторах, из бюджета не выделяются. А ведь некоторые узники находятся там, по словам правозащитникам, по двое, трое и даже четверо суток. В первую очередь задерживают наркоманов, которых взяли «горяченькими», то есть под кайфом. По закону за употребление можно привлечь только к административной ответственности. КоАП предусматривает наказание в виде штрафа и административного ареста (что на деле применяют крайне редко).
- А наркоколицейские пытаются получить от наркомана признание в хранении или продаже, - рассказывают заключенные. - Это уже уголовная статья. Некоторых наркоманов приходится долго «уговаривать», потому и оставляют их на ночь. Следователь может прямо у себя в кабинете закрыть на ключ, а сам уйти домой.
На себе ужасы средневековья прочувствовал Егор Артемьев.
- К правой ноге Егора на ночь приковали гирю весом 16 кг, - говорит Бабушкин.- Запрет на использование ядер к кандалам узников был введен еще в 1772-м году. Это так, к сведению. От Артемьева требовали дать признательные показания, угрожали засунуть швабру. Он был вынужден спать на столе. Позвонить домой ему не дали, несмотря на многочисленные просьбы. Оцениваю действия, совершенные в отношении Артемьева, как применение пыток. Мне неизвестно, виновен этот парень или нет, но то, что с ним делали - беззаконие. Я отправил письма на имя директора ФСКН России Виктора Иванова и Председателя Совета по правам человека при Президенте РФ Михаила Федотова. Все факты там изложены. Ждем реакции.
К нам до сих пор жалоб на использование гирь не поступали, - комментирует зам.начальника управления по связям с общественностью УФСКН Москвы Сергей Кондрин. - Если бы все, о чем говорят правозащитники, было бы правдой, об этом бы сказали на итоговой коллегии УФСКН. Она буквально на днях прошла. Насчет «клеток». Многие отделы находятся в зданиях, которые некогда принадлежали налоговым органам (у них в свое время были следственные кабинеты), и даже КГБ. Возможно, клетки просто не демонтировали. Но это не значит, что их используют. Если бы это было так, люди бы потом подали в суд.
Эх, устами наркополицейских мед бы пить! Если бы все ужасы, происходящие «по ту сторону», тут же обсуждались на коллегии, наверное, жизнь в нашем государстве была бы прекрасна и удивительна. «МК» обязательно вернется к этой теме.