7 января 2014 года семью с двумя детьми из Ростова-на-Дону сняли с рейса на Пхукет. Высаженное в Пятигорске семейство не успело проделать и четверти пути.
«Они поднялись на борт уже «тепленькими», — рассказывают очевидцы. — Начали еще в аэропорту: он виски хлестал, она — мартини. Дети их, двое мальчишек, крутились рядом. Мужик время от времени бил себя в грудь — вот, мол, какой я молодец, такой отдых обеспечил семье, женщина кричала, что наконец-то отдохнет по-человечески. Оказавшись в самолете, мужчина первым делом потребовал принести ему чего-нибудь горячительного. Получив отказ, стал орать, что он всех, кто есть в салоне, «имел». Как пояснил сотрудник полиции, «данным пассажирам в дальнейшем перелете было отказано командиром воздушного судна из-за хамского поведения, с рейса их сняли, составили протокол об административном нарушении и велели отправляться домой».
— Увы, пьяный скандал в ментальности россиян — долгожданный «выхлоп стресса» и логическое продолжение банкета, — считает психолог Денис Токарь. — Сначала «на дорожку» дома, потом в такси, в аэропорту... а вот в салоне самолета вдруг стало нельзя! Тогда он переходит ко второй части мероприятия — разборкам и скандалам. Если в такие моменты нашего человека одергивают, его возмущению нет предела: он свое честно отработал, летит на заслуженный отдых на свои кровные, за все уплачено, а ему расслабиться не дают!
Новый год продолжает «радовать» нас новыми героями этого сомнительного фронта. Последняя «ласточка» полетела 17 января из Питера в Ош: гражданин Кыргызстана курил в туалете, а на замечание стюарда ударил его по лицу. Защищаясь, бортпроводник сломал буйному пассажиру нос, в ответ дебошир порвал ему губу. Экипаж посадил самолет в Челябинске, где сотрудники транспортной полиции сняли пассажира и бортпроводника с борта и доставили в медицинские учреждения.
В новом сезоне в деле авиадебоширства дебютировал также знаменитый актер и режиссер Николай Коляда. 4 января 2014-го он вез свой «Коляда-театр» на гастроли из родного Екатеринбурга в Москву и по пути схлопотал полицейский протокол «за появление в пьяном виде в самолете», после чего был снят с рейса. Близкий к Коляде человек рассказал «МК» подробности инцидента:
— Я знаю Колю всю жизнь, он человек ласковый и тихий. Самое ужасное, что он может сделать в этой жизни, — это напиться. А напившись, самое ужасное — начать петь. Перед тем рейсом Николай с коллегами, правда, решили немного расслабиться. Но уже на борту ребята заметили, как пассажиры рейса фотографируют Колю на телефоны и выкладывают в соцсети «пьяного в хлам Коляду». Конечно, Коля со товарищи потребовал прекратить фотографирование, разгорелась перепалка, экипаж связался с руководством авиакомпании, и во избежание осложнений Коляду было решено отправить следующим рейсом. Однако Коля, как человек совестливый, все равно принес извинения — правда, смеется, что сам не понял, кому и за что.
Топ-лист авиадебоширов ушедшего года
Дебошир-пионер. Предприниматель из Саратова Сергей Кабалов завоевал «почетный» титул символа российского авиадебоширства по праву первенства. Он открыл сезон авиадебоширства год назад, устроив пьяный скандал на борту самолета Москва—Хургада 11 января 2013-го. По горячим следам Кабалову вменили в вину только «хулиганку», но в итоге 9 декабря 2013 года вынесли куда более серьезный обвинительный вердикт, грозящий застрельщику явления 12 годами колонии, — покушение на угон воздушного судна. Приговор Кабалову до сих пор не вынесен — слушание его дела перенесено, в который уже раз, на 3 февраля 2014 года...
Напомним, что 11 января 2013 года Сергей Кабалов летел с семьей на отдых в Египет и, по свидетельству очевидцев, был изрядно навеселе — вел себя шумно, приставал к другим пассажирам, а также пытался закурить на борту. Затем Кабалов затеял драку с пассажиром, пытавшимся угомонить его, ударил бортпроводника, призывавшего к порядку, — мужчина получил сотрясение мозга — и попытался прорваться в кабину пилотов. После приземления на египетской земле Кабалову удалось затеряться среди пассажиров, но вскоре он был объявлен в международный розыск и был выдан родине властями Белоруссии, где скрывался от правосудия.
В ходе расследования Кабалова столько показывали в новостях и ток-шоу, что российский авиадебошир №1 стал федеральной знаменитостью. На одном из слушаний своего многотомного дела пассажир Кабалов, обалдев от масштабности собственных злодеяний, прослезился и напомнил правосудию: «Я всего лишь простой саратовский мужик!»
Дебошир-бизнесмен. Подольский предприниматель Вячеслав Исмаилов достоин звания авиадебошира №2: он устроил драку в самолете, летящем в Таиланд, чуть позже — в феврале того же года. Из-за ЧП воздушное судно совершило вынужденную посадку в Узбекистане, что вкупе со скандалом обошлось бизнесмену в полмиллиона рублей штрафа.
Дебошир-депутат. В октябре минувшего года депутата Госдумы, единоросса Андрея Исаева на пару с помощником сняли с рейса Санкт-Петербург — Москва. Шухер начался в Твиттере — на том же борту оказался один из руководителей соцсети «ВКонтакте» Илья Перекопский. «Судя по поведению, могу предположить, что Исаев и его спутник были под какими-то наркотиками. Сначала кричали на стюардесс, а потом Исаев размахивал своей депутатской корочкой. В результате их с трудом сняла с самолета полиция, а мы вылетели на полтора часа позже положенного», — рассказал Перекопский. Он уточнил, что причиной конфликта стал алкоголь, который парочка собиралась пронести на борт.
Исаев немедленно заявил, что к нему ни у кого претензий не было, а вот его помощник действительно был снят с рейса в пьяном виде и оштрафован на 100 рублей. И добавил, что «нехорошего» помощника уже уволил. Однако, хотя в полиции сообщили, что в официальные сводки Исаев так и не попал, 11 октября народный избранник заявил о сложении с себя полномочий заместителя секретаря Генсовета ЕР из-за «инцидента в самолете». Очень похоже на покровительство сильных в брежневские времена: от срока отмажу, но из партии выйдешь.
Дебошир-спортсмен. Александр Емельяненко, известный в прошлом российский самбист, приставал к пассажирам и провоцировал их на драку на борту самолета Москва—Барнаул компании «Аэрофлот» в декабре 2013-го. В ответ на замечания бортпроводников самбист лишь требовал, чтобы они принесли ему спиртного. По совокупности деяний спортсмен оштрафован на 700 рублей.
Дебошир-чиновник. 15 декабря 2013 года самолет, летевший из Красноярска в Москву, совершил вынужденную посадку в Новосибирске из-за поведения Андрея Третьякова — бывшего замгубернатора Челябинска и и.о. гендиректора Росгеологии. Из первых сводок правоохранительных органов следовало, что Третьяков «подрался с бортпроводником лайнера, в результате чего у стюарда было констатировано сотрясение мозга и ушиб мягких тканей». А сопровождающий Третьякова Александр Зуйченко «применил физическое воздействие и угрожал убийством пассажиру, который пытался утихомирить конфликт». Позже в отношении Зуйченко было возбуждено дело по статье «угроза убийством».
По свидетельству попутчиков, Третьяков, летевший в экономклассе, попытался облегчиться в туалете первого класса, а на стюарда, который его туда не пустил, набросился с кулаками. Общая сумма иска к экс-чиновнику составит около полумиллиона рублей. Сам чиновник-дебошир сейчас находится за решеткой, хотя очень рассчитывал на амнистию в честь 20-летия российской Конституции. Но 27 декабря срок ареста Третьякову сократили всего лишь на один день, и Новый год экс-вице-губернатору пришлось встречать за решеткой. Адвокаты просили выпустить их подопечного под залог, но новосибирский облсуд постановил чиновнику сидеть до февраля 2014 года.
Бортпроводники как психиатры
Мы побеседовали с теми, кто видит авиапассажиров чаще и ближе всего, — с пилотами и стюардессами.
Аркадий — летчик со стажем, бывший командир корабля, летал и в советские времена, и в 90-е годы, — вспоминает:
— Многие сегодня почему-то считают, что в СССР в самолетах нельзя было пить и курить. На самом деле советские авиалинии всегда были курящими, разве что на «Ту» курили только в задних рядах. Пытались запретить курение на внутренних авиалиниях в середине 70-х, но в 1983-м на рейсах от 3 часов разрешили опять. Спиртное же на советских бортах никогда не запрещалось, а на международных рейсах его вообще выдавали с запасом. Но я не припомню, чтобы пассажиры усердствовали — за исключением каких-то особых случаев. Например, если лететь приходилось в новогоднюю ночь. Или если рейс сильно задерживали: как-то в начале 80-х из-за погоды на несколько часов задержали борт Москва—Тбилиси, а на него друзья и коллеги по цеху провожали Вахтанга Кикабидзе. Вот это была вечеринка — с тостами, песнями и даже танцами! Началась в аэропорту, продолжилась в самолете. Но никаких скандалов, драк не было. В самолете почти все уснули и прилетели трезвые. Правда, при СССР все боялись предстать в непрестижном для советского человека «образе алкаша». А в 90-е образ успешного человека поменялся — наоборот, подозрительным партнером считался тот, кто не употреблял. Появилась опьяняющая свобода, деньги, дьюти-фри — помню, как в 1993 году на рейсе Москва—Гавана перебравшие пассажиры выдрали с мясом несколько кресел... Но потихоньку народ привык к новым реалиям, и массовое буйство в воздухе прекратилось. Пили, конечно, но скоро засыпали. В мае 2000 года был один случай, это был один из моих последних рейсов перед выходом на пенсию, — чартер на майские праздники из Москвы в Малагу. Наш вылет тогда задержали почти на 6 часов, все это время пассажиры разминались в барах «Домодедово», на борт поднялись уже взвинченные и подшофе. И одна пассажирка, поссорившись с мужем, передумала отдыхать с ним вместе. Сказано — сделано: пассажирка пыталась выйти из самолета, дергала все двери, ворвалась к нам в кабину, жутко ругалась... У нас на борту был симпатичный молодой стюард Рома, ему выдали бутылку рома, закуску, две рюмочки и отправили на переговоры к дебоширке. Он увел ее в задние ряды, где можно было курить. Через полчаса вернулся и сообщил, что пассажирка успокоилась и спит.
Стюардесса «Трансаэро», летавшая с 1992 по 2001 год, вспоминает, как буянили «под мухой» первые партии челноков на рейсах в Стамбул и в Пекин — но в основном выясняли отношения между собой, а не с бортпроводниками.
— А вот позже, когда массово за рубеж поехали туристы, стало спокойнее, — вспоминает бортпроводница. — Пассажирам буянить было незачем, они были заняты — сначала выпивали и беседовали, а потом засыпали. Известно, что на высоте, в условиях обезвоживания, алкоголь действует на организм быстрее и сильнее — люди просто отключаются и спят до самого приземления. А вообще при СССР бортпроводники в обязательном порядке слушали курс этики и психологии, включая поведение в стрессовых ситуациях. Нас учили правильно общаться с пассажирами при любых обстоятельствах. Основное правило: бортпроводник должен быть тверд, но спокоен и вежлив — даже если самолет в этот момент терпит крушение. В середине 90-х мы проходили практику в British Airways. Я наблюдала, как на рейсе Москва—Лондон—Йоханнесбург британские стюарды ловко уложили спать наших же разгулявшихся туристов. Русская компания набралась за 4 часа от Москвы до Лондона, добавила в «Хитроу», а там еще почти 15 часов до Йоханнесбурга. Они стали требовать у стюардов принести им бутылку виски и закуску, хотя по времени пассажирам был положен поздний легкий ужин и сон. Так британские стюарды вместо бутылки не поленились услужливо таскать им микроскопические рюмочки со сладким ликером и каждый раз вступали в спокойную тихую беседу — прямо как гипнотизеры. Они говорили с дебоширами как психиатры — ни в чем не отказывали, ничего не запрещали, но и не шли у них на поводу. Потом аккуратно приглушили свет. В итоге уже через час вся компания мирно похрапывала в своих креслах...
Недопил страшней, чем перепил?
Есть версия, что неадекватное поведение граждан в воздухе усугубилось как раз по причине запрета распития спиртного на борту, хотя проносить в самолет свой алкоголь запретили как раз для предотвращения буйств. Но получилось наоборот: эпидемия «дебоширства» началась именно тогда, когда запрет начал действовать на всех авиалиниях.
— Русский человек, как пел Высоцкий, «если уж чего решил, то выпьет обязательно», — считает психиатр-криминалист Михаил Виноградов. — Нельзя на борту, значит, надо начать дома, потом в такси, в аэропорту... Люди торопятся набраться до посадки, опустошают свои емкости со спиртным прямо перед пунктом досмотра, вот и заходят в самолет в неадекватном состоянии. У многих причина такого поведения — желание заглушить страх летать. Но я все равно считаю, что правильно запрещать распитие на борту. Рост количества авиадебоширов может быть связан с общей стрессовой ситуацией в нашем обществе, с растущим чувством страха. Мое мнение: набравшихся вообще надо не пускать в самолет, а тех, кто хулиганит в воздухе, наказывать по полной программе — тюремным заключением. Ведь на отдых за рубеж летают люди небедные, и многих из них штрафы не пугают.
Наркологи и психологи, работающие с зависимостями, приступы неконтролируемой агрессии пассажиров связывают не с перебором спиртного, а, наоборот, с вынужденным «недобором»:
— Механизм достаточно прост, — полагает представитель сообщества анонимных алкоголиков, консультант по программе «12 шагов» одной из реабилитационных клиник. — Раз фобия (в данном случае высоты) не может быть заглушена спиртным, значит, у человека возникает тяга к другим действиям, провоцирующим выброс в кровь эндорфина — гормона, способного приглушить страх. Кого-то «пробивает» на секс, кого-то на скандал. Да и сами по себе перепады высоты и, как следствие, давления могут воздействовать на сосуды головного мозга и, соответственно, на человеческую психику самым неожиданным образом. У лиц, имеющих какую-либо зависимость, высота может вызвать ее обострение. Если говорить об алкогольной зависимости, то уже начавший возлияние алкоголик главным образом хочет «догнаться», после чего ему захочется не скандалить, а поспать. А вот если зависимый от алкоголя человек не может получить необходимой «добавки», он впадает в агрессию. Теперь же желающие могут выпить в аэропорту до вылета, а продолжить на борту возможности у них нет. И у всех, кто имеет алкогольную зависимость разной степени тяжести, начинается классический русский «недопил».
* * *
Согласно думскому законопроекту, экипаж самолета предлагается наделить электрошокерами и правом «применять все необходимые меры, в том числе и принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями нарушают общественный порядок, а также создают угрозу безопасности полета и отказываются подчиняться распоряжениям командира самолета».
А вот как в Думе видят систему штрафов за хулиганство на борту: за мелкое хулиганство — от 10 до 15 тысяч рублей или арест на 15 суток, за грубое нарушение (явно выражающее неуважение к обществу с применением насилия) — от 300 до 500 тысяч рублей. Альтернативой этому могут стать обязательные исправительные работы на срок от 1 до 2 лет либо принудительные работы сроком на 5 лет. Также статья за грубое хулиганство предусматривает лишение свободы сроком на 5 лет.
Увы, как мы видим, пока угрозы не впечатляют пассажиров, продолжающих авиабуйство. Может быть, это и вправду бессознательный бунт организма, которому недолили? Может, имеет смысл запретить горячительное не только на борту, но и в аэропорту, и вообще за сутки до вылета — как, например, перед операцией под общим наркозом?
Иначе спасение пассажиров от авиадебоширов так и останется делом рук самих авиадебоширов. То есть они будут сами решать — то ли по доброй воле отказаться от возлияний не только во время, но и перед полетом, то ли перед посадкой наклюкаться так, чтобы было глубоко наплевать на все изложенное выше.