Пачка сигарет как потенциальная угроза
Прилетев в Сочи, я столкнулся с мерами безопасности, которых раньше не встречал нигде, путешествуя по России. На входе в местный аэропорт его сотрудники попросили меня выложить на специальный столик все содержимое карманов и просканировали мою сумку специальным аппаратом. Пришлось продемонстрировать стражам порядка содержимое моей пачки сигарет (!) и включить у них на глазах телефон и фотокамеру, чтобы они убедились: я несу с собой настоящие устройства, а не муляжи с опасным содержимым. Сотрудники аэропорта рассказали мне, что на досмотре пассажиров в здании задействовано множество устройств, таких как металлодетекторы, рентгеновские аппараты и газоанализаторы. Кроме того, приборы постоянно «страхуют» несколько служебных собак, обученных искать взрывчатые вещества.
По расчетам экспертов, во время проведения Олимпиады 2014 года через сочинский аэропорт будет каждый час проходить около 3800 пассажиров. Поскольку наиболее «привлекательной» мишенью для террористов являются большие скопления людей, главной задачей сотрудников службы безопасности аэропорта в это время станет не допустить больших очередей на входе и выходе из него. Для этого на улице перед аэропортом на время Олимпиады будет развернута дополнительная система контрольно-пропускных пунктов, количество техники и сотрудников, обеспечивающих безопасность, увеличится в два раза, и даже будут привлечены дополнительные служебные собаки.
По словам источника в руководстве аэропорта, в ближайшее время базы данных с информацией о пассажирах планируется открыть для сотрудников Интерпола — раньше такой практики не было ни у одной воздушной гавани в России. Международная полиция станет искать в этих файлах особо опасных преступников, разыскиваемых по всему миру. Причем эта мера, скорее всего, будет действовать и после Олимпиады: в Сочи находятся резиденции первых лиц государства — и контроль за прибывающими в город людьми со стороны Интерпола обеспечит дополнительную безопасность для руководства страны.
«Чистые» и «грязные» пассажиры
В рамках «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» не меньшее внимание, чем аэропорту Сочи, уделено и его железнодорожным вокзалам.
— При входе на наш вокзал его посетители проходят через самые разнообразные виды контроля, — говорит Виктор Андреев, начальник участка досмотра вокзала Сочи, — это и радиационный контроль, и проверка с помощью металлодетекторов, и сканирование багажа, причем по регламенту все эти операции выполняются всего лишь за 23 секунды. Правда, если человек несет с собой какие-то сомнительные предметы, его досмотр, естественно, занимает больше времени — но это уже работа полиции.
По словам сотрудников сочинского железнодорожного вокзала, больше всего проблем у них возникает с теми пассажирами, которые всеми силами стараются пронести на вокзал оружие; к счастью, они делают это без злого умысла — и бесчисленные охотничьи ружья, газовые и травматические пистолеты, а также холодное оружие у них имеется на вполне законных основаниях. Другое дело, что далеко не все его владельцы соблюдают правила транспортировки — и их частенько приходится отправлять обратно из вокзала.
— Иногда у нас срабатывают датчики радиационного контроля, — сетует Андреев, — но это происходит опять же не из-за происков террористов. Дело в том, что люди с онкологическими заболеваниями часто проходят через лучевую терапию — и от них из-за этого исходит небольшое радиационное излучение. Оно не опасно, но наши приборы его фиксируют — таких пассажиров, мы, само собой, не задерживаем. Последствия лучевой терапии — это 1-й уровень излучения; пассажиры со 2-м и 3-м уровнями нам, к счастью, не попадались — ведь если наши приборы их зарегистрируют, то мы сразу же поймем, что эти люди представляют опасность для окружающих или являются террористами, и немедленно сообщим о них стражам порядка.
В период зимних Олимпийских игр порядок прохода пассажиров на вокзал Сочи и вовсе изменится до неузнаваемости: для них появятся так называемые «чистые» и «грязные» зоны. «Чистые» зоны будут отличаться беспрецедентной по своей тщательности системой досмотра, вплоть до сканирования обуви на предмет нахождения в ней запрещенных предметов. Пройдя через такую проверку, пассажиры станут попадать на платформы, от которых скоростные и современные поезда типа «Ласточка» будут везти их непосредственно на олимпийские объекты. Там им уже не придется проходить никакого досмотра. Те платформы на вокзалах, от которых будут ходить обычные поезда, лишены столь тщательных мер безопасности и отнесены к так называемой «грязной» зоне. Если «чистый» пассажир каким-либо образом окажется в ней, то моментально получит статус «грязного» и попасть в «чистую» зону сможет лишь после того, как вновь пройдет полный досмотр.
— Мы рассчитываем, что в период Олимпиады каждый час через наш вокзал станут проходить около 7200 человек, — говорит Виктор Андреев, — на данный момент в рамках комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте уже функционирует два досмотровых павильона, по четыре досмотровых прохода в каждом, сейчас этого вполне достаточно. Чтобы обеспечить столь высокий уровень безопасности и возросшую пропускную способность во время Олимпиады, количество таких павильонов будет увеличено в десятки раз.
«Крепости на колесах» из автобусов и маршруток
На время проведения в Сочи Олимпийских и Паралимпийских игр туда из Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана будет дополнительно поставлено 963 автобуса на почти 37 тысяч посадочных мест и 9 автобусных эвакуаторов. Все эти транспортные средства станут использоваться как для перевозки спортсменов и обслуживающего персонала Игр, так и гостей спортивного «праздника номер один». Естественно, что безопасность пассажиров этих автобусов для организаторов Олимпиады превыше всего — именно поэтому они получили внушительную техническую «начинку».
— Все наши автобусы будут оборудованы системами ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, что позволит определять их местоположение в режиме реального времени, — говорит Павел Чипюк, директор департамента безопасности Транспортной дирекции, — кроме того, они обеспечат двустороннюю связь между диспетчерами и водителями. Также шоферы наших автобусов получат специальную тревожную кнопку, с помощью которой они при возникновении любой внештатной ситуации всегда смогут подать сигнал стражам порядка.
Не останутся транспортные средства в Сочи и без систем видеонаблюдения — каждый автобус будет снабжен сразу несколькими камерами, одни из которых станут вести наблюдение за пассажирским салоном, а другие — непосредственно за водителем. Кроме того, одна видеокамера, снабженная инфракрасной подсветкой, станет «следить» за дорогой.
— В салоне автобусов, перевозящих спортсменов и гостей Олимпиады, будут установлены датчики дыма и температуры, — продолжает Павел Чепюк, — вся информация с них также будет в режиме реального времени передаваться в диспетчерские центры. Для удобства пассажиров в транспортные средства в обязательном порядке будет вмонтирована бегущая строка, на которую предполагается транслировать различную полезную информацию.
Любопытно, что за безопасностью в Сочи будут следить не только сотрудники на местах: вся информация с местных камер и охранных систем на время Олимпиады станет передаваться через специальные центры сначала в Ростов-на-Дону, а затем и в Москву.
Полицейские и «охранники» на страже пассажиров
Несмотря на то что в олимпийском Сочи будет задействовано множество различной техники для охраны пассажиров, ключевая роль в обеспечении безопасности на черноморском курорте по-прежнему остается за людьми.
Полномочия у полиции и «охранников» будут разными — так, право личного досмотра пассажиров будет лишь у первых, в то время как сотрудники служб безопасности смогут досматривать «гостей» транспортных объектов только с помощью стационарных устройств. Кроме того, заподозрив неладное, «охранники» смогут остановить пассажира и проверить его документы, но на этом их полномочия заканчиваются. Транспортные полицейские смогут гораздо больше: в частности, увидев у пассажира подозрительный предмет, эти стражи порядка могут попросить показать его поближе, а в исключительных случаях пригласят «подозреваемого» пройти в отдельную комнату для личного досмотра. Любопытно, что проверять подлинность документов пассажиров в Сочи как сотрудники полиции, так и охрана транспортных объектов сможет «на месте» благодаря небольшим устройствам, размеры которых едва превышают габариты мобильного телефона и которые, просканировав, к примеру, паспорт, моментально «сообщат», не является ли он подделкой.
Многие стражи черноморского курорта для поиска злоумышленников в толпе будут использовать профайлинг — особую технику, позволяющую визуально определить психоэмоциональное состояние конкретного человека. Если окажется, что он слишком взволнован или его поведение вызывает подозрения, то у транспортных полицейских или сотрудников служб безопасности появится повод «познакомиться» с ним поближе. Раньше профайлинг применялся лишь в аэропортах — по примеру Израиля, — но в последнее время в подразделениях Московского института путей сообщения этой технике обучают персонал для работы в метро и на железнодорожных вокзалах. Не исключено, что эти «охранники нового поколения» будут задействованы и в олимпийском Сочи.