Справка «МК»: Сергей Меркуров — советский скульптор-монументалист, лауреат многочисленных премий, в том числе и двух Сталинских, директор ГМИИ им. Пушкина с 1944 по 1949 годы. Автор многочисленных статуй Ленина и Сталина. По сути Меркуров стал одним из создателей того канона, по которому массово делали изваяния Ленина.
Звоним правнуку Сергея Меркурова, Антону, эксперту в области медиа и коммуникаций.
- Антон, какой была ваша первая реакция на известие из Киева о том, что разрушен монументы работы вашего прадеда?
- Все это безусловно грустно. Я отношусь к этому памятнику как объекту культуры. Для меня личность Ленина не имеет большого значения — и в силу возраста и других обстоятельств. И мне было странно видеть этих молодых людей, которые крушили памятник. Выглядело все так, как будто быдло собралось и давай крушить памятник. Причем здесь казалось бы Ленин? А тем более памятник ему? На монументальную пропаганду были затрачены большие силы — работали великие скульптуры и художники. Многое, что от этого осталось — просто культурное наследие, изваяния Ленина или Сталин. Главное, что меня расстраивает, что общество не умеет достойно и цивилизовано разбираться с такие проблемами. Если мы, неважно в России или Украине, принимаем решение о дискредитации советского режима — хорошо, пожалуйста, соберите памятники и вынесете условно в «Музеон», создайте парк советской скульптуры и пусть они там стоят. То, что на Украине поступили именно так, как поступили, говорит, по-моему, об уровне развития некоторых представителей этого народа. Если бы это было решено цивилизовано, заслушивало бы только уважения.
- Сам монумент появился на площади Тараса Шевченко в первый послевоенный год. Чем он уникален?
- Он сделан из камня весом 80 тонн, привезенного из Даниловского карьера. Он специально был сделан для выставки в Нью-Йорке, куда его возил Никита Хрущев, если не ошибаюсь, в 1936 году. Это тот же материал, из которого был сделан Мавзолей — гранит, точнее, карельский кварцит. И сама работа по камню тонкая. По-моему, монумент хорошо вписывался в архитектурный ансамбль на площади Тараса Шевченко. Это хороший памятник с хорошей историей.
- Это был Ленин, сделанный по всем канонам — классический образ вождя?
- Да. Меркуров был придворным скульптором, который выполнял большие госзаказы. С Лениным он дружил. Когда он умер, Меркурова вызывали снимать посмертную маску. Он сделал много монументов вождя, но, по-моему, этот — один из лучших. Вообще Меркуров считался основным ваятелем Советского союза. Чем этот Ленин отличается от других, так это очень хорошим материалом и качеством работы.
- Сколько подобных скульптур, посвященных Ленину, на счету Сергея Меркурова? И много ли их на Украине?
- Десятки, если не сотни. Но крупных — не так много. Армения, Кишинев, Монголия, в России множество монументов. А на Украине, по-моему, больше нет. Дело в том, что сначала такие памятники делали великие, а потом с монументов того же Меркурова нашлепали Лениных, которые стоят в любом провинциальном городке. По-моему, поэтому всех остальных Лениных, всех этих гипсовых клонов, не так жалко, вот уникальные образцы, да, их нужно сохранять.
- А известны ли случаи, когда в условиях политических волнений, какие-либо памятники снимали цивилизовано?
- Тот же памятник Дзержинскому, по-моему, сняли вполне культурно...
- Но он бронзовый и не мог разлететься на куски, даже если бы упал...
- Да, но в итоге его перенесли в «Музеон». Я не хочу оценивать о личности Дзержинского, тем более, что ее официально до сих пор не оценили... Сам памятник работы Вучетича прекрасный и я рад, что у меня и других людей, которые интересуются культурой историей страны, есть возможность прийти в Музеон и посмотреть на скульптуру. Я ни в коем случае не предлагаю возвращать Дзержинского и демонстрировать всем силу Лубянки, но считаю, что люди должны иметь возможность в цивилизованном месте посмотреть как оно все было. Это очень важно. Это наша история, к ней нужно бережно относиться.
- Сейчас от памятника Ленина работы Сергея Меркурова остались лишь осколки. Что дальше делать? Собрать камушки и показывать их в качестве напоминания о том, как нельзя поступать со скульптурой, кому она ни была посвящена, или забыть о случившемся как о страшном сне?
- Для начала я бы привлек к ответственности тех, кто это сделал. Я бы не стал восстанавливать памятник. Это уже слишком. То, что случилось - урок Украине как не надо делать. Демонстрация окружающему миру, кто все эти люди. Это урок истории.
* * *
...Некоторое время назад от вандалов пострадал памятник Ельцина в Екатеринбурге — свалить не свалили, но облили краской. Мы связались с автором изваяния — скульптором Георгием Франгуляном (он же руководил работами по восстановлению): как он оценивает низвержение Ленина в Киеве?
— Ленина ваял знаменитый Сергей Меркуров...
— Знаю-знаю, он армянин, Меркурян. Обрусевший вариант — Меркуров. Есть известный памятник Тимирязеву в Москве его работы...
— Можно ли оправдать уничтожение памятника даже самыми благими амбициями, желанием вступления в Евросоюз?
— Это, к сожалению, уже накатанная схема. Мы же сами показали, как это делается, снимая Дзержинского и прочих. Что теперь удивляемся? А памятник проверяется временем. Возьмите царей: есть совершенно гениальная конная статуя Александра Третьего работы Трубецкого, слава богу, ее, в свое время, не перелили — и сейчас это шедевр мирового значения. И никакой разницы — Александр Третий это или нет. Аккуратнее надо! Хотя я никакой симпатии к Владимиру Ильичу не испытываю, фигура эта...
— Спорная?
— Нет, не спорная. Это трагедия нашего государства, тут симпатий никаких. Но если речь идет о произведении искусства — ломать не стоит. Раз диктует исторический момент, надо было просто перенести в другое место (и то, советуясь с профессиональным сообществом). Например, создать отстойник по аналогии с московским «Музеоном»... это же часть истории! Оставить его даже в смысле напоминания потомкам: вот статуя злодея, но гениально сделанная. Римские императоры совсем не ангелы были, но все смотрят, любуются. Ленин в Киеве — тоже антиквариат. Надо показывать такого Ленина молодежи и объяснять все опасности: ведь любая идеология несет в себе кучу ограничений и зомбирования.
— Есть группа активистов, которая желает вернуть Дзержинского на Лубянку...
— Я бы не возвращал. Зачем опять вносить панические настроения? Сталкивать людей? Ситуация в стране не та... люди это воспримут как провокацию. Нашел он покой в «Музеоне» — и ладно.
— Когда Ленин, выполненный из кварцита, упал в Киеве, от него сразу отлетела голова...
— Ну это конец скульптуре.
— А железный был бы долговечнее?
— И камень, и бронза — материалы долговечные, могут жить тысячелетия, но сломать при падении можно всё, что угодно: железная скульптура внутри полая. Вы же помните, как сталкивали с постамента бронзового Хуссейна (и прочих) в Ираке... — статуи падали и раскалывались. Но еще раз скажу главное: человек, который сам что-то создает, сто раз подумает — ломать ли ему нечто, созданное другим? Рука не поднимется. А те, кто сами ничего не рождают, к уничтожению готовы легко. Особенно если это толпа.
МЕЖДУ ТЕМ
В руководстве Компартии Украины уже начали поиск состоятельных спонсоров для изготовления нового памятника. Одним из первых объявил о жертвовании 50 тысяч гривен глава Харьковской областной государственной администрации, член Партии регионов Михаил Добкин. Прежде политик состоял в Социал-демократической партии Украины (объединенной). Эта политсила, возглавляемая Виктором Медведчуком, позиционировала себя партией левого толка и даже пыталась вступить в Социнтерн; вместо нее, правда, приняли Соцпартию Александра Мороза, ныне не представленную в украинском парламенте.
Спустя несколько часов тот же Добкин озвучил другую сумму собственного взноса — 100 тысяч.
Вопреки распространенному заблуждению, сваленный с постамента Ильич не то что не находился под защитой ЮНЕСКО, его по решению кабмина в 2009 году исключили даже из реестра памятников национального значения! Юлию Тимошенко, тогдашнего премьер-министра, об этом убедительно просили делегаты Всемирного конгресса украинцев, и дама дала слово «восстановить историческую справедливость».