Идея навести порядок в системе госзакупок родилась несколько лет назад. Законодатели вдруг осознали, что существующий закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует лишь небольшой кусочек цикла закупок. Действующие механизмы контроля позволяли тщательно отследить процессы подачи и рассмотрения заявок, обеспечивая тем самым соответствие процедуры отбора закону. Но фактически без ответа оставались два ключевых вопроса: зачем госорганы покупают именно эти товары и какова их дальнейшая судьба?
Хотя споры по поводу нововведений до сих пор не утихают, вопросы из разряда «готова ли Москва к контрактной системе?» задаются не полемики ради. Все «за» и «против» давно взвешены, закон уже принят и вот-вот вступит в силу. Остается определить степень готовности столицы к работе в новых условиях.
— Москва к контрактной системе готова! — говорит замруководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Василий Жуков. — На данный момент мы реализовали порядка 80% новых требований.
Что же это за требования? Начнем с планирования. Госорганы будут обязаны планировать покупки на 3 года вперед и в обязательном порядке размещать уведомления на соответствующих сайтах в Интернете. Уже на этом этапе они должны быть готовы обосновать свои потребности. «Зачем это покупать?» — такой вопрос теперь смогут задать и общественные организации. Причем заказчик законом обязан давать ответ на все замечания. Если же он с претензией не согласен, проводится очное обсуждение, по результатам которого и принимается окончательное решение, корректировать параметры заказа или нет.
Чтобы чиновникам было проще держать себя в рамках, с 2015 года повсеместно внедрят систему нормативов — требований к основным характеристикам товаров и услуг. Нормировать планируют количество, качество и цену. Например, если управа решает прикупить шариковых ручек, будет заранее установлено, что стоить они могут не более, скажем, 10 рублей за штуку, что вполне сгодятся совершенно обыкновенные пластиковые ручки и что требуется их не больше сотни штук. До тех пор, пока госорган укладывается в норматив, вопросов не возникает, но стоит планку перегнуть — обоснуй.
Поставщикам, в свою очередь, тоже придется немало обосновывать. Прежде всего, будет действовать система банковских гарантий обеспечения обязательств. Как альтернатива возможно предоставление денежного залога. На крайний случай в законе прописали возможность одностороннего расторжения договора с недобросовестным подрядчиком.
Появились новые процедуры отбора поставщиков. К уже имеющимся способам добавили конкурс с ограниченным участием (когда устанавливаются дополнительные квалификационные требования к участникам, например, наличие финансовых ресурсов и деловая репутация), двухэтапный конкурс (на первом этапе заказчик определяется с потребностями и формирует конкретное техническое задание) и запрос предложений, широко применяющийся в коммерческой практике. Потенциальных поставщиков теперь обязали регистрироваться на специальном «Портале поставщиков». С 1 ноября 2013 года все госзакупки в Москве осуществляются исключительно через него.
По оценке Василия Жукова, 18–19% нынешних торгов в Москве проходят с участием одного-единственного претендента. С внедрением нового подхода ожидается изменение такого положения вещей.
Впрочем, Жуков с ходу озвучил варианты коррупционных схем, которые на раз сработают и в новых условиях. В том числе и поэтому закон еще требует значительной доработки по отдельным пунктам. Да и чтобы он просто начал полноценно работать, необходимо принять не менее сорока подзаконных актов. Свои поправки активнейшим образом предлагает и Министерство экономического развития. Но править текст закона на этот раз намерены по ходу пьесы.