Тучи сгущались над «Росбалтом» уже пару месяцев, однако вынесенное в среду решение стало абсолютно неожиданным. «Заседание было назначено как предварительное, - сказал «МК» обескураженный адвокат «Росбалта» Дмитрий Фирсов. - Однако в процессе заседания судья Марина Лопаткина неожиданно перешла к рассмотрению вопроса по существу и одним днём вынесла решение». И это несмотря на то, что в Кунцевском и Таганском районных судах сейчас рассматриваются два связанных с «матерной» историей дела. А именно: агентство оспаривает законность вынесения «Росбалту» предупреждений «за мат» со стороны Роскомнадзора. Также оспаривается решение мирового судья, который оштрафовал редактора Николая Ульянова за нецензурную лексику в материалах агентства. А раз решение оспаривается — значит, оно ещё не вступило в законную силу. То есть нарушение даже нельзя считать доказанным — а издание уже закрывают...
Причиной — а скорее, предлогом — для этого дела стали два видеоролика, которые «Росбалт» разместил у себя на сайте ещё летом. На одном — известный в Интернете «джигит из Краснодара» (мужик с топором, которого поймали и связали местные жители), на другом — ролик скандально известной группы Pussy Riot с песней «Как в красной тюрьме» (в последнем куплете там прозвучала парочка солёных выражений). Коллеги из «Росбалта» объясняют: обрезать клип они не стали, просто «запикали» ругательства с помощью программы. То же самое сделали с краснодарским джигитом. Несмотря на это, Роскомнадзор возмутился. И так сильно, что даже удаление спорных материалов его не успокоило. Сначала ведомство пошло в суд штрафовать Ульянова, потом вынесло предупреждение по каждому ролику, а теперь вот дошло до отзыва свидетельства о регистрации. Ходатайство адвокатов о переносе сроков рассмотрения до того времени, пока не закончатся процессы в районных судах, Марина Лопаткина отклонила.
«В деле есть неустранимое сомнение в доказательстве, которое должно было бы трактоваться в нашу пользу, - говорит Фирсов. - Оно заключается в том, что с сайта ролики были удалены ещё в июле, а ролики, рассматривавшиеся мировым судом, созданы — один 2 октября, другой 22 октября. То есть они могли быть скачаны откуда угодно!» Не исключено, что, поскольку на сайте «Росбалта» крамольных материалов не оказалось, их оригиналы взяли из Youtube. Но там-то «запикивалку» никто не ставил! Впрочем, что именно ведомства принесло в суд — частично останется тайной: видеофайлы были на CD-дисках, один из которых в дело подшили с помощью... дырокола. Разумеется, диск испорчен и просмотреть его уже нельзя.
Мотивировочная часть решения суда будет готова через пять дней, после чего «Росбалт» планирует подать жалобу в Верховный суд — это единственная инстанция, куда ещё можно пожаловаться. Пока решение считается не вступившим в законную силу, а значит, агентство продолжает пока работать. Закрывать его или перерегистрировать, если ВС подтвердит решение Мосгорсуда? «Мы не решили, пока думаем», - ответила «МК» председатель совета директоров «Росбалта» Наталья Черкесова.
«Это абсолютное игнорирование судом общественного и профессионального мнения, нежелание дождаться каких-то решений, нежелание выслушивать какие-либо доводы наших адвокатов, - считает она. - Почему надо было выносить вердикт, не дождавшись решений по другим процессам?» Черкесова также рассказала «МК», что в один день с «Росбалтом» Роскомнадзор предъявил сразу две (неоднократное нарушение!) претензии на предмет нецензурщины одному региональному изданию. Если мат в три хода поставили такому крупному и серьёзному агентству, как «Росбалт», то небольшие издания перед таким натиском будут просто беззащитны...
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Павел ГУСЕВ, председатель комиссии Общественной палаты по поддержке СМИ: «Ситуация вокруг «Росбалта» создает очень опасный прецедент для всех средств массовой информации. На мой взгляд, содеянное не соответствует той мере, которую решил принять суд. Та строгость, которая была проявлена по отношению к «Росбалту», может распространиться на очень многие издания. Меня очень печалит, что ни Роскомнадзор, ни судебные инстанции не обратили внимания на заявления Общественной палаты, президентского Совета по правам человека, Союза журналистов Москвы. Мы просили не принимать самого строгого решения, а применить другие меры наказания: ограничиться штрафом и предупреждением. Мне сложно оценивать политическую мотивацию принятого решения, но думаю что это — предупреждение очень многим».
Всеволод БОГДАНОВ, председатель союза журналистов России: «Мы с Жаровым (председатель Роскомнадзора - «МК») разговаривали, я просил его разобраться, не карать жестоко. Он пообещал, что разбирательство будет тщательным, но сразу сказал, что речь идет об экстремизме и все очень серьезно. Я сейчас не в Москве и не видел ни одного документа, но уверен, что глава СПЧ Федотов и многие другие попробуют помочь «Росбалту».