У нас плохо с образованием. Но хорошую школу для ребенка найти можно. Или хотя бы такую школу, где хорошо преподают тот предмет, который вам нужен. Поспрашиваешь знакомых, покопаешься в Интернете, да и найдешь.
С медициной у нас тоже плохо. Еще хуже, чем с образованием. Но можно найти хорошую больницу. Или такую больницу, где есть хорошее отделение по вашей болезни. Способ тот же — опросить друзей и знакомых, вникнуть в их болезни, сравнить, сопоставить, проверить в Интернете. Если пойдешь этим путем, то скорее всего отыщешь.
Точно так же со всем, за что ни возьмись. Как система, каждая сфера общегосударственной жизни работает отвратительно. Но при этом почти везде есть маленькие островки, которые прекрасно функционируют. Вернее, не прекрасно, а нормально. Так, как должны. Если они должны учить детей, то они таки учат. Если должны лечить людей, то они лечат. Если должны содержать в порядке дома, то они их содержат в порядке.
Обычно такие работающие островки приходится целенаправленно разыскивать. Но бывает, что на них наталкиваешься совершенно неожиданно — там, где даже не рассчитывал ступить на твердую землю. И тогда это просто праздник какой-то. Доброе чудо.
«Мы так боялись, когда сына забрали в армию, а у него оказался отличный командир. Подходит ко всему с юмором, никакой дедовщины, служить интересно, постоянно какие-то стрельбища, выезды, тренировки».
«В нашем отделении полиции ребята — настоящие сыщики. У меня украли сумку, так они ее нашли, причем уже на следующий день».
«А я в нашем собесе субсидию оформляла, и там такие женщины хорошие работают, так мне помогали. Лишний раз никуда не гоняли, ни капли хамства. Я прямо потрясена».
Островки потрясают тем, что у них получаешь то, что положено. Ничего сверх положенного они не делают. Но даже это — такая редкость в нашей стране, что не знаешь, как за «положенное» благодарить. И стараешься обязательно их запомнить, записать телефоны — вдруг снова понадобятся. Рассказываешь потом про них друзьям и знакомым, рекомендуешь. Передаешь по цепочке как великую ценность.
Только они, к сожалению, не долго живут, эти островки.
У них все зависит от начальника. Если начальник нацелен создать что-то полезное, качественное, работающее, тогда у него получается островок. Но как только он уходит, островок тонет. Его поглощает болото системы, заточенной совсем на другое. Не на то, чтоб создать полезное, а на то, чтоб побольше украсть из бюджета, предназначенного для «чего-то полезного».
Одно время островки считались точками роста. Казалось, их будет все больше и больше — и постепенно они превратятся в общегосударственную систему. И тогда у нас будет как в западных странах. Колесики крутятся, и все работает — и школы, и больницы, и полиция, — просто где-то похуже, а где-то получше.
Но так не получается. Островков не становится больше. Они только мигрируют — где-то всплывет, а где-то утонет.
Видимо, их количество пропорционально количеству людей, которые умеют строить, а не разрушать. А таких людей мало. И они у нас никогда не попадают во власть. Никогда.
Но оно, может, и к лучшему. Во власти им строить все равно ничего бы не дали. Там они только и знали бы, что просиживать на совещаниях, метать бисер перед свиньями и вентилировать Главный вопрос: кто кому и сколько должен «заносить».
Поэтому пускай лучше поднимают островки. Благодаря им хотя бы куда-то ногу можно поставить на нашем болоте и сказать: «Чудеса случаются».
Надо только их найти, эти островки. И доплыть.