«В данном случае речь идет о территории РФ, на которую распространяется Уголовный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, - рассказывает собеседник «МК». - Со стороны Следственного комитета была попытка квалифицировать действия активистов «Гринпис» как пиратство. То есть утверждается, что некая группа лиц по предварительному сговору при помощи технических средств попыталась захватить чужое имущество. Соответственно, в чем выражались их действия? Они подплыли, попытались проникнуть на территорию охраняемого объекта. В чем здесь вопрос? При возбуждении уголовного дела нужно понимать очень важную составляющую – это мотив. Был ли на самом деле у сотрудников «Гринпис» мотив захватить данную вышку? Я в этом очень сильно сомневаюсь. Я считаю, что все-таки данное уголовное дело должно быть пересмотрено. С точки зрения применения уголовного права, СК сейчас сделал общее заключение – он возбудил дело по статье «пиратство». Опять-таки нужно понимать такие тонкости, например, имелось ли оружие у людей с Arctic Sunrise, лишили ли они свободы кого-то? Однако в данном случае мы имеем дело с акцией, которую проводят обычно представители «Гринпис», и она – не первая и не последняя. Я знаю, что имели место такие же акции и в Мексиканском заливе, и в Арктике. Это является так называемой гражданской позицией данной организации».
Также юрист объяснил, что у следственных органов могут возникнуть вопросы к тому, как пересекли границу иностранные участники акции. «Также я бы обратил внимание на то, соблюли ли требования по въезду на территорию РФ иностранные граждане, находившиеся на судне, - комментирует Бахром Исмаилов. - Мы ведь имеем дело в основном с иностранными гражданами – подданными Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Нидерландов. Каким способом они попали на территорию РФ и не нарушили ли они морские границы? Что касается пиратства, то здесь состава преступления нет, потому что у них не было умысла по захвату и требованию денежных средств, как это обычно бывает. Нужно понимать, что такое пиратство. Это разбойное нападение и захват чужого морского имущества с целью получения выкупа. Активисты Greenpeace такую задачу перед собой не ставили. Я считаю, что суд вынес решение задержать активистов на два месяца, потому что следственные органы Мурманска были не готовы к такому количеству иностранцев. Кроме того, это дело (пиратство) не является распространенным, поэтому правоприменительной практики как таковой нет, и их, скорее всего, до выяснения обстоятельств задержали на два месяца. Я думаю, что в течение двух месяцев их отпустят в связи с тем, что будет переквалификация уголовного дела».
Против «нефтяных» акций Гринпис уже не раз проводились судебные процессы в разных странах мира. В том числе и против акций, направленных на запрет нефтедобычи в Арктике. В марте этого года шотландский суд не смог запретить «перфомансы» гринписовцев на территории нефтедобывающей Cairn Energy, против работы которой воевали защитники экологии. В октября 2012 голландский суд подтвердил право Greenpeace совершать мирные протесты против компании «Шелл». Известны дела, когда активисты «Гринпис» отделывались большими штрафами. В 2011 двадцать гринписовцев получили штрафы за препятствие работы компании Leiv Eiriksson в водах Гренландии. А в сентябре 2008 года британский суд оправдал шесть человек, протестовавших на угольной станции Kingsnorth. Следствие нашло законные оправдания для их действий.
Сами представители Greenpeace убеждены, что в случае крупного разлива нефти на платформе «Приразломная» в зоне риска оказывается морская акватория площадью до 140 тысяч квадратных километров, более 3500 км побережья, заповедник «Ненецкий», а также два природных заказника, расположенные в 50-60 километрах от места бурения - «Вайгач» и «Ненецкий».