МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Смерть на паперти

Бездомные щенки и котята живут считаные дни и умирают в страшных мучениях

Пешеходный Арбат.

Здесь всегда многолюдно. И всегда есть кого пожалеть, кому посочувствовать, кому, в конце концов, на хлеб насущный подкинуть.

Женщина лет 50 по имени Ангелина — персонаж колоритный. Потому легко и вписалась в антураж арбатского квартала.

На протяжении многих лет — дату появления этой мадам старожилы района уже и не вспомнят — стоит Ангелина с протянутым в руке коробом недалеко от Театра Вахтангова, подперев стену старинного особняка. В ее коробчонке — стандартный набор: пара-тройка котят, щенки, а иногда судьба подкидывает в бумажный ящичек морских свинок. Содержимое коробки из года в год не меняется: домашним питомцам Ангелины всегда не более 3 месяцев — такие вызывают у публики больше умиления, нежели подросшие животные. На коробке жирным маркером выведено: «Подайте на прокорм».

Народ на Арбате на «корм» для животных, как правило, не скупится. По слухам, за день женщина собирает от 10 до 30 тысяч рублей. Но жаловаться тем не менее не устает:

«Лет 5 назад народ охотнее расставался с содержимым кошелька»…

Как бы то ни было, по меркам московских нищих Ангелина — олигарх. Завсегдатаи арбатских переулков утверждают, что приезжает она на «точку» на собственном авто, живет в роскошной квартире, а для своих животных выкупила завалившуюся хибару в Подмосковье, наняла сторожа, чтобы, не дай бог, ни один зверь не сбежал.

Как процветает «коробочный» бизнес, куда идут средства, собранные на прокорм животным, и куда исчезают выросшие домашние любимцы — в материале «МК».

Фото: Геннадий Черкасов

В Википедии существует четкое определение слова «коробочник». Так называют людей, занимающихся попрошайничеством с использованием животных под видом сбора средств на прокорм и содержание, но не тратящих полученные средства на нужды животных.

Наверное, в России не осталось города, где бы не обосновались «коробочники». Людей с ящиками, переполненными собаками и кошками, можно встретить в метро, на улицах, в подземных переходах, рядом с крупными торговыми центрами. На груди у попрошаек таблички: «Помогите на корм животным», «Помощь приюту», «Котята хотят есть»…

Выбраковка за «не товарный вид»

Расцвет «коробочной» индустрии пришелся на 90-е годы. Время, когда люди в попытках слепить деньги из воздуха не чурались ничем. Те достопамятные времена давно канули в Лету, а «коробочный» бизнес остался…

С зоозащитного форума: «Сегодня напротив школы нашли 5 запечатанных коробок с надписями «на корм животным». Когда открыли, там оказались котята и щенки! Часть найденышей удалось спасти. Одну коробку переехал трамвай. Нескольким котятам проломили голову чем-то тяжелым».

Такова участь почти всех животных, которые попадают в руки «коробочников».

Зоозащитники не сразу разоблачили это явление. Но как прознали про страшный бизнес, забили тревогу. Завалили письмами отделения милиции, обращались в прокуратуру, в Следственный комитет. В вышестоящих органах внимательно выслушивали заявителей, кивали головой, хватались за голову и бросали равнодушное: «Примем к сведению».

Стучались в закрытые двери защитники животных несколько лет.

Потом устали. Пытались бороться собственными силами. Ничего не вышло.

А бизнес «коробочников» тем временем набирал обороты.

— Рассказать вам, как работают «коробочники»? И кто эти люди? — начал рассказ один из основателей движения «Коробочников нет!» Кирилл Степанов. — Эти люди чаще всего называют себя «хозяевами домашних приютов». Далее от них следует легенда — приют бедный, денег на животных не хватает, вот и вынуждены стоять на паперти. Некоторые из «коробочников» готовы за 200–300 рублей пристроить в «хорошие руки» и ваше незапланированное потомство. Зачастую люди отдают котят, чтобы их не топить, «коробочникам», но дальнейшей судьбой домашних питомцев никто потом не интересуется. А участь таких зверушек незавидна — как только они попадают в руки к попрошайкам, срок их жизни заметно сокращается. Животные «коробочников» живут не больше недели-двух. Судите сами — собранные на «прокорм» деньги никогда не идут по назначению. Все суммы оседают в карманах хозяев. Из-за отсутствия минимального ухода эти животные через несколько дней достигают полного обезвоживания и истощения. Именно поэтому большую часть времени они находятся в полусонном состоянии — не ходят в туалет, чем не создают проблем своим «работодателям». Находясь в таких жутких условиях, щенки и котята очень быстро теряют «товарный вид» или заболевают. И тогда от них избавляются — выбрасывают в ближайший подвал, мусорный бак, канаву или заклеивают коробку и оставляют в темном переулке. По словам собеседника, снабжение точек «живым материалом» происходит по-разному. В коробках могут находиться животные, подобранные на улице, в подвалах и на помойках. Также попрошайки собирают «реквизит» по газетным объявлениям — «отдам в хорошие руки». Тертые в этом деле калачи сами дают объявления в газете: «Приму в дар котенка или щенка», «Передержка», «Пристрою в надежные руки»…

— Некоторые мои знакомые из жалости покупали у «коробочников» котенка, — продолжает Кирилл. — Как правило, кошки помирали в течение двух-трех дней из-за страшных инфекций и паразитов. Ветеринары были шокированы — спасти животное от такого количества инфекций даже они оказывались не в состоянии.

Век «коробочных» домашних животных не только не долог, но и труден. «Коробочники» держат животных без еды и воды, перевозят их, утрамбовав по нескольку слоев в закрытые коробки, в которые еле-еле поступает воздух. Зачастую хозяева перекрашивают животных токсичными красками и без наркоза купируют им уши и хвосты, чтобы выдать за неизвестную породу.

Фото: Геннадий Черкасов

Новый день. Новый ад

Зоозащитники со всей России ведут «черные списки» «коробочников» в интернет-пространстве. Список живодеров пополняется с каждым днем.

С зоозащитного форума: «У метро стоят два молодых человека. Собирают деньги. Наркоманы. В одной коробке — 6 или 8 щеночков. В другой коробке — котята, лежат один на одном ровным слоем. Не уверена, что все живые».

В 2006 году в Санкт-Петербурге произошла история, с которой и началась охота на «коробочников». Рассказ очевидцев до сих пор хранится в архивах многих зоозащитных сайтов. Ее, как вымпел, передают из рук в руки, из уст в уста.

«Февраль 2006 года. На интернет-форуме появилась срочная тема: «В заброшенном доме на Обводном канале находятся несколько маленьких щенков. Они сидят на подоконнике. Плачут от голода. Им холодно. Люди, помогите!..»

Мы с мужем нашли этот дом. Внутри сидели полуживые щенки. Они замерзли и очень хотели есть. Рядом — десятки трупиков таких же малявок.

Когда мы стали исследовать комнату, заметили, что весь пол усеян маленькими тельцами неживых уже котят и щенков. Некоторые котята умерли, перевесившись через край коробки, в которой их принесли с очередной «точки». Вероятно, они пытались спастись и так и не смогли выбраться из своей «адской люльки». А щенки… погибали от голода в этом старом доме.

…Трупов было так много, что можно было сойти с ума. Повсюду валялись коробки с мертвыми котятами. А рядом таблички: «Подайте на корм животным».

С тех пор я не могу видеть эти коробки. Потому что их обитатели — не жильцы. Это проверено много раз. Котята и щенки, на которых зарабатываются деньги, не просто больны, их обкалывают препаратами, от которых они становятся вялыми и не просят есть. А вечером, подбив «бабки», дельцы упакуют зверей в коробки, обмотав скотчем, чтобы не разбежались, и поставят вот в такой дом. А утром проведут инвентаризацию: кто умер — просто бросят тут же, на пол. И начнется новый день. Новый ад».

— Сейчас в крупных городах получило распространение такое понятие, как «коробочные» стоянки. В Санкт-Петербурге одна из таких именует себя приютом, — рассказывает Степанов. — Официально этот «приют» уже давно закрыт, но прием от населения домашних кошек и собак не прекращен. Схема работы этого зверинца такая: за 2000 рублей сотрудники приюта раздают щедрые обещания хозяевам животных, что будут заботиться об их любимцах до конца своих дней. Что же происходит на самом деле? Попавшую в «приют» собаку запирают в «вольер» — это маленький кусок голой земли, огороженный решеткой, без будки и настила. Кошка попадает в полуразрушенное помещение, где окна занавешены разорванным полиэтиленом, а внутри нет ничего, кроме огромного количества обезумевших голодных и смертельно больных сородичей. Таким образом, домашних любимцев ждет полное отсутствие воды, еды и какого-либо ухода. Животному в «приюте» уготованы несколько дней жизни среди умирающих или уже мертвых сородичей. Но за эти несколько дней «обессиленная» собака или кот сможет собрать для своих новых хозяев приличную сумму денег на паперти.

С зоозащитного форума: «В Москве «коробочники» повсюду! Мужик с кроликами на Большом Толмачевском, 4, старик с козленком на Пятницкой, возле церкви, а на Арбате — вообще настоящий парад «коробочников», они стояли аж в трех местах: возле дома Лосева и в другом конце, близ домов 28 и 30. Особенно ужаснули котята у одной женщины — они тяжело хрипели раскрытыми ртами...»

— В Питере живет некая дама, которая за деньги якобы пристраивает животных. Стоит она у станции метро «Удельная», — рассказывают сотрудники организации «Коробочникам нет!». — Те, кому жалко котят или щенков утопить, несут к ней целыми пометами и оставляют там свои деньги — от 500 до 2000 тысяч за животное. Наши коллеги как-то побывали у нее дома. Щенки сидели в холодных вольерах, а рядом были закопаны их умершие предшественники. Котят она складировала в парник, где зимой они ждали своей смерти, голодные и продрогшие. Как правило, такие животные жили не больше недели. Эта женщина до сих пор собирает ненужных домашних питомцев. И от желающих пристроить котенка или собачку в «добрые руки» отбоя нет.

С зоозащитного сайта: «Метро «Выхино». Каждый день у перехода сидит бабка. Ей отдают котят или щенят за деньги — она их якобы пристраивает. А на следующий день у нее куча уже новых котят. Свой «товар» держит в клетке для морских свинок в любое время года».

«Коробочники» ввели новую моду — стоять со взрослыми животными, укутывать их, надевать бантики! Собаки в таком одеянии стоят в одной позе часами. Как правило, таких животных накачивают специальными препаратами».

Последний приют

Во все зоозащитные организации ежедневно поступают звонки от людей, которые обнаруживают места, куда «коробочники» выбрасывают котят и щенков, потерявших «товарный вид».

Десятки животных, еще живых, но больных, или уже мертвых, обнаруживают возле пригородных трасс, на пустырях, в посадках, лесах, завязанных в строительных мешках, в целлофановых пакетах, в коробках.

90% из таких живых «найденышей» погибают в течение нескольких дней — лечению они не поддаются.

Выброшенные же в удаленных местах, без опеки человека, умирают медленной мучительной смертью от болезней, голода и холода.

— Среди «коробочников» много алкоголиков и наркоманов. Эти люди сегодня являются основной категорией мучителей, — говорит одна из сотрудниц зоозащитной организации. — Таким образом они выбрали нехитрый способ «заработка». Пожертвованные деньги не идут на прокорм животных. Все собранные средства идут на… еду, алкоголь, наркотики.

С зоозащитного форума: «Недавно позвонила женщина. На протяжении всего лета в ее доме обитали «коробочники» — два молодых человека неопрятной наружности. Они «складировали» в подвале котят и щенков, таких крохотных, что они даже кушать сами не могли. Работали мужчины по четкой схеме — вечером завозили животных в подвал. Утром оставшихся в живых расфасовывали по коробкам из-под бананов и отправлялись на рынок. С наступлением темноты животных снова сбрасывали в подвал. Малыши оттуда не могли выбраться, и не только потому, что высоко, а попросту потому, что слишком малы еще, чтобы попытаться побороться за жизнь…».

— В Москве и Питере существуют приюты для животных, которые работают на пару с «коробочниками» — заработанные деньги делятся, — рассказывают собеседники. — Один такой приют мы как-то посетили. Он находится в Москве, на заброшенной стройке. Собаки там содержатся в жутких условиях — сидят они в бетонной клетке, разделенной железными перегородками. В одном таком загончике — 3 на 4 метра — на каменном полу ютятся по 15–20 собак. Кормят их отходами, тухлятиной. Едят они прямо с пола — мисок для них не предусмотрено. У многих воспалена и расчесана кожа. Цвет мочи и кала буквально въелся в шерсть животных, поскольку все собаки спят на бетонном полу в своих же экскрементах. Раз в год этот приют посещает окружная комиссия из чиновников и ветеринаров, которые принимают решение — выделять деньги на содержание учреждения или нет. Дополнительные дотации получают те приюты, в которых находятся больные, искалеченные собаки. К этому дню хозяйка приюта готовится заранее — клетки моются, животных тщательно бинтуют — чем больше инвалидов среди питомцев, тем больше денег выделит государство. Если в питомнике оказывается больше собак, чем положено на квадратный метр, — к приезду комиссии их попросту усыпляют. Но такое показательное выступление хозяйка приюта устраивает раз в год. В остальное время уже с раннего утра к воротам приюта приезжают люди с ящиками — и основательница «живодерни» выдает «коробочникам» партию котят и щенков. Вечером животных ей возвращают вместе с заработанными деньгами.

С зоозащитного форума: «Питер. Невский проспект. У ст. метро «Маяковская» стоит тетка-«коробочница». Часть ее котят в плохом состоянии, есть умершие прямо в коробке. Недалеко от нее, в подземном переходе у Гостиного Двора, расположились тетки, мужики с собакой в очень плохом состоянии. Пес, похожий на водолаза (ньюфаундленда), держит в пасти пластмассовое ведерко...

Если прогуляться по Невскому, то заметно, что весь центр Питера кишит «коробочниками». Особенно в зимнее и осеннее время...»

«Я неоднократно видела у Финляндского вокзала, там, где маршрутки останавливаются, тетку с собаками. Животные — облезлые, чешутся, лают, целый день без воды и без движения!»

«Недалеко от ст. м. «Балтийская» прочно обосновались «коробочники». В открытых коробках, на морозе, ничем не укрытые, красивые разноцветные котята и щенки, а на дно коробок брошена пара кусков засохшей колбасы, которую эти малыши и прожевать-то не смогут! А рядом стоит мужчина с табличкой: «Помогите приюту».

По словам зоозащитников, юридических аспектов для борьбы с этим явлением на самом деле предостаточно.

Если «коробочники» являются собственниками щенков и котят, если животных им передали на время, то они обязаны их надлежащим образом содержать, и эти животные не должны представлять опасности для здоровья людей (статья 13 закона РФ «О ветеринарии» и ст. 137 Гражданского кодекса РФ).

Если же щенки и котята безнадзорные, то лица, которые обнаружили этих животных, в соответствии со ст. 230, 231 Гражданского кодекса РФ, ст. 13 закона РФ «О ветеринарии» обязаны об этом сообщить в милицию или органы местного самоуправления. Также они должны надлежащим образом их содержать и отвечать за гибель или, как сказано в законе, «порчу» этих животных. Если животные не принадлежат «коробочникам», то те не имеют права вообще прикасаться к ним как к чужому имуществу и тем более использовать в корыстных целях.

Лица, которые стоят с животными и просят деньги, представляясь сотрудниками мини-приютов, осуществляют предпринимательскую деятельность. Следовательно, они должны быть зарегистрированы в налоговом органе, иметь разрешения — от администрации района, СЭС и других органов — на осуществление предпринимательской деятельности в том месте, где они стоят. Также они обязаны иметь документы, подтверждающие безопасность этих животных для здоровья людей.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах